Page 285 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 285

— 269 —

   нокъ поперсмѣнно является птичкою, лошадкою, собакою, кошкою, печникомъ,
   мельникомъ, садовникомъ, косаремъ, хлѣбопекомъ, сопровождая веселую игру
   соотвѣтственными движеніями. Этихъ подввжныхъ игръ существуетъ очень
   много, и ребенокъ, который знаетъ нѣсколько такихъ игръ, обыкновенно кон­
   чаетъ тѣмъ, что самъ старается сочинять новую и новую игру: его сводили
   въ кузницу, къ сапожнику, и онъ самостоятельно старается придумать игру,
   въ которой можно было­ бы подражать движеніямъ и пріемамъ того или другаго
   рабочаго. Эти игры въ обществѣ товарищей доставляютъ ребенку шумную, весе­
   лую радость, крайне необходимую, какъ мы это видѣли выше, въ этомъ возрастѣ;
   развиваютъ ловкость, проворство, а также творчество и служатъ къ укрѣп­
   ленію не только всего тѣла, но и отдѣльныхъ членовъ. Игра въ лошадку,
   въ кошку и мышку и др. упражняете мускулы ногъ; подражая пріемамъ
   земледѣльца, ребенокъ придаетъ своему тѣлу самыя разнообразныя положе­
   нія; посѣвъ, жатва и молотьба даютъ упражнепія для рукъ. Гимнастика
   обыкновенно подавляетъ маленькихъ дѣтей своею монотонностью, однообра­
   зіемъ и систематичностью, а потому она несравненно менѣе пригодна для'
   нихъ, чѣмъ подвижныя игры, доставляющая имъ необыкновенное удовольствіе I
   и шумное веселье, что вызываетъ на ихъ щечки здоровый румянецъ, заста­
   вляете ихъ глазки блестѣть радостью и оживленіемъ. Такимъ образомъ обѣ
   группы игръ Фребеля, т. е. механическія занятія и подвижныя игры, тѣсно
   связаны другъ съ другомъ, вытекаютъ одна изъ другой и преслѣдуютъ одну
   и ту­же цѣль—гармоническое развитіе физическихъ, умственныхъ и нравствен­
   ныхъ силъ.
        ІІоговоримъ о фребелевскихъ игрушкахъ, которыя мы назвали механи­
   ческими занятіями. Для возраста до      „дѣтскаго лада", съ перваго момента
   иробужденія сознанія до 2­хъ—3­хъ лѣтъ, Фребель даетъ только двѣ игрушки:
   1) цвѣтные мячики и 2) кубъ, шаръ и цилиндръ. Нечего и говорить о томъ,
   что если­ бы ребенка до трехлѣтняго возраста ограничили только этими двумя
   ящиками, которые заключаютъ въ себѣ названныя игрушки, то, какъ бы воспи­
   татель ни разнообразилъ игры съ этими игрушками, ихъ было бы во всякомъ
   случаѣ ­слишкомъ недостаточно до трехлѣтняго возраста ребенка. Но въ томъ
   то и дѣло, что Фребель вовсе не исключаешь другияъ трушекъ, а слѣдовательио,
   даже и съ его точки зрѣнія, всевозможныя колечки, палочки, куклы точно
   также имѣютъ воспитательное значеніе, если онѣ не служатъ дурнымъ ин­
   стинктамъ, и если воспитатель умѣетъ съ ними толково распорядиться. Пре­
   доставляя ребенку несложный матеріалъ, заключающійся въ двухъ дарахъ,
   Фребель указываете на то, что творческія способности ребенка за этотъ пе­
   ріодъ его жизни весьма ограничены. И это дѣйствительно вѣрно : въ это время
   ребенокъ ничего не можетъ сдѣлать самостоятельно и его творческія способ­
   ности еще дремлютъ. Вотъ потому­то Фребель и даетъ для этого возраста не
   такой матеріалъ, изъ котораго ребенокъ могъ бы творить и создавать, что^
   онъ въ состояніи будетъ дѣлать лишь позже, но уже готовыя игрушки, очень
   простыя и удобныя для весьма несложныхъ манипуляцій.
        Что можетъ дѣлать ребенокъ въ это время? Хватать, бросать, ловить,
  толкать, катать—и     только: все это онъ можетъ производить съ первыми
  дарами. Основы воспитанія Фребель не сочинялъ, не изобрѣталъ, а бралъ изъ
  природы дитяти. Какъ эти игрушки или дары Фребеля, такъ и послѣдующіе,
   вытекаютъ изъ истинной потребности ребенка, говорятъ о великомъ знаніи
  дѣтской души, о замѣчательно тонкой его наблюдательности и его необыкно­
  венномъ педагогическомъ тактѣ.
        Въ возрастѣ дитяти до „дѣтскаго сада" прежде всего и болѣе всего
   280   281   282   283   284   285   286   287   288   289   290