Page 285 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 285
— 269 —
нокъ поперсмѣнно является птичкою, лошадкою, собакою, кошкою, печникомъ,
мельникомъ, садовникомъ, косаремъ, хлѣбопекомъ, сопровождая веселую игру
соотвѣтственными движеніями. Этихъ подввжныхъ игръ существуетъ очень
много, и ребенокъ, который знаетъ нѣсколько такихъ игръ, обыкновенно кон
чаетъ тѣмъ, что самъ старается сочинять новую и новую игру: его сводили
въ кузницу, къ сапожнику, и онъ самостоятельно старается придумать игру,
въ которой можно было бы подражать движеніямъ и пріемамъ того или другаго
рабочаго. Эти игры въ обществѣ товарищей доставляютъ ребенку шумную, весе
лую радость, крайне необходимую, какъ мы это видѣли выше, въ этомъ возрастѣ;
развиваютъ ловкость, проворство, а также творчество и служатъ къ укрѣп
ленію не только всего тѣла, но и отдѣльныхъ членовъ. Игра въ лошадку,
въ кошку и мышку и др. упражняете мускулы ногъ; подражая пріемамъ
земледѣльца, ребенокъ придаетъ своему тѣлу самыя разнообразныя положе
нія; посѣвъ, жатва и молотьба даютъ упражнепія для рукъ. Гимнастика
обыкновенно подавляетъ маленькихъ дѣтей своею монотонностью, однообра
зіемъ и систематичностью, а потому она несравненно менѣе пригодна для'
нихъ, чѣмъ подвижныя игры, доставляющая имъ необыкновенное удовольствіе I
и шумное веселье, что вызываетъ на ихъ щечки здоровый румянецъ, заста
вляете ихъ глазки блестѣть радостью и оживленіемъ. Такимъ образомъ обѣ
группы игръ Фребеля, т. е. механическія занятія и подвижныя игры, тѣсно
связаны другъ съ другомъ, вытекаютъ одна изъ другой и преслѣдуютъ одну
и туже цѣль—гармоническое развитіе физическихъ, умственныхъ и нравствен
ныхъ силъ.
ІІоговоримъ о фребелевскихъ игрушкахъ, которыя мы назвали механи
ческими занятіями. Для возраста до „дѣтскаго лада", съ перваго момента
иробужденія сознанія до 2хъ—3хъ лѣтъ, Фребель даетъ только двѣ игрушки:
1) цвѣтные мячики и 2) кубъ, шаръ и цилиндръ. Нечего и говорить о томъ,
что если бы ребенка до трехлѣтняго возраста ограничили только этими двумя
ящиками, которые заключаютъ въ себѣ названныя игрушки, то, какъ бы воспи
татель ни разнообразилъ игры съ этими игрушками, ихъ было бы во всякомъ
случаѣ слишкомъ недостаточно до трехлѣтняго возраста ребенка. Но въ томъ
то и дѣло, что Фребель вовсе не исключаешь другияъ трушекъ, а слѣдовательио,
даже и съ его точки зрѣнія, всевозможныя колечки, палочки, куклы точно
также имѣютъ воспитательное значеніе, если онѣ не служатъ дурнымъ ин
стинктамъ, и если воспитатель умѣетъ съ ними толково распорядиться. Пре
доставляя ребенку несложный матеріалъ, заключающійся въ двухъ дарахъ,
Фребель указываете на то, что творческія способности ребенка за этотъ пе
ріодъ его жизни весьма ограничены. И это дѣйствительно вѣрно : въ это время
ребенокъ ничего не можетъ сдѣлать самостоятельно и его творческія способ
ности еще дремлютъ. Вотъ потомуто Фребель и даетъ для этого возраста не
такой матеріалъ, изъ котораго ребенокъ могъ бы творить и создавать, что^
онъ въ состояніи будетъ дѣлать лишь позже, но уже готовыя игрушки, очень
простыя и удобныя для весьма несложныхъ манипуляцій.
Что можетъ дѣлать ребенокъ въ это время? Хватать, бросать, ловить,
толкать, катать—и только: все это онъ можетъ производить съ первыми
дарами. Основы воспитанія Фребель не сочинялъ, не изобрѣталъ, а бралъ изъ
природы дитяти. Какъ эти игрушки или дары Фребеля, такъ и послѣдующіе,
вытекаютъ изъ истинной потребности ребенка, говорятъ о великомъ знаніи
дѣтской души, о замѣчательно тонкой его наблюдательности и его необыкно
венномъ педагогическомъ тактѣ.
Въ возрастѣ дитяти до „дѣтскаго сада" прежде всего и болѣе всего