Page 286 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 286

— 270­

   сказываются: 1) потребность въ движенін и 2) стремлеиіе къ развитію орга­
   новъ внѣшнихъ чувствъ. Вотъ потому­то Фребель и даетъ въ это время
   цвѣтные мячики, которые способствуютъ развитію органа зрѣнія и пріучаютъ
   отличать одинъ цвѣтъ отъ другаго. Что­же касается шара, куба и цилиндра,
   то они, давая ребенку возможность прислушиваться къ производимому этими
   предметами шуму и стуку, развиваютъ органъ слуха, способствуютъ зна­
   комству съ движеніемъ предмета, съ его формою и съ пространственнымъ
   отношеніемъ, регулируютъ зрѣніе и движеніе рукъ. Этими первыми двумя
   дарами Фребель указываетъ, какого характера должны быть игрушки для
   этого возраста, а также какія способности въ это время слѣдуетъ развивать
   преимущественно.
        Но вотъ у ребенка увеличивается сумма представленій, обнаруживается
   непреодолимое желаніе изслѣдовать каждый предметъ, каждый звукъ, однимъ
   словомъ наступаете тотъ моментъ жизни, когда онъ разбиваетъ голову куклы,
   разрываетъ въ клочки ея торсъ, съ спеціальною цѣлыо узнать, что заклю­
   чается внутри; разламываетъ музыкальный ящикъ, безжалостно разбиваетъ
   музыкальные вальки, сбиваетъ шипы, выдергиваетъ и растягиваетъ проволоку, и
   все это изъ желанія посмотрѣть, что внутри, узнать, что и какъ тамъ происхо­
  дить, когда музыка играетъ. Для этого возраста Фребель даетъ третій даръ:
   ; кубъ, раздѣленный на восемь равныхъ частей, или кубиковъ. Эту игрушку
   'Фребель предлагаетъ ребенку, когда въ немъ просыпаются творческія силы,
   проявляющаяся, при отсутствіи матеріала для творческой деятельности, разру­
   шительными наклонностями. Ребенокъ вынимаетъ изъ ящика (Фребелевскіе
   дары продаются обыкновенно въ ящикахъ)        большой кубъ,    и онъ    момен­
   тально распадается у него ­на восемь равныхъ частей. Первое движеніе—со­
   брать разрозненныя части, но, подвигая одинъ кубикъ къ другому, ребенокъ
   замѣчаетъ. что у него каждый разъ являются новыя формы, которыя напо­
   минаютъ ему то одинъ предметъ въ комнатѣ, то другой. Если онъ, нѣсколько
   разъ вынимая кубики изъ ящика, не сдѣлалъ самостоятельно этого наблю­
   денія, наведите его на него. То же разнообразіе формъ даетъ ему этотъ кубъ,
   когда онъ пожелаетъ привести игрушки въ порядокъ и положить ихъ обратно
   въ ящикъ: пока онъ приводить свое желаніе въ исполненіе, кубики посто­
   янно представляются ему въ разнообразныхъ комбинаціяхъ, однимъ словомъ,
   невольно вызываютъ его на самостоятельное творчество.
        Когда поле наблюдательности ребенка нѣсколько расширилось, онъ по­
   ;лучаетъ четвертый даръ,—тотъ­же кубъ, но раздѣленный иначе, а именно на
  [восемь плитокъ или кирпичиковъ. Съ помощью его постройки выходятъ болѣе
   красивыми и несравненно болѣе предшествующихъ напоминаютъ предметы
   окружающей его обстановки.
        Въ слѣдующихъ очеркахъ мы стараемся выяснить, какое значеніе Фре­
   белевскіе дары могутъ имѣть для развитія нашихъ русскихъ дѣтей,—здѣсь­
   же мы желали подчеркнуть главную характерную черту, присущую системѣ
   Фребеля—его умѣнье приноровить каждое занятіе, каждую игрушку къ вновь
   возникающей способности ребенка въ извѣстный моментъ его развитія. Точно
   также постепенное и гармоническое развитіе всѣхъ силъ ребенка преслѣ­
   дуетъ Фребель и въ другихъ своихъ механическихъ занятіяхъ, какъ вырѣ­
   заніе, сгибаніе бумаги, плетеніе, выкалываніе, рисованіе, лѣпка изъ глины
   и др. Строительный матеріалъ его даровъ, несмотря на разнообразіе формъ,
   несмотря на наблюдательность и сравненія, которыя онъ невольно вызываетъ
   въ ребенкѣ, далеко не можетъ способствовать развитію всѣхъ способностей,
   заложенныхъ природою въ дѣтскую душу, и потому Фребель предлагаетъ въ
   281   282   283   284   285   286   287   288   289   290   291