Page 298 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 298

— 282 —

   тяжелымъ, такъ какъ онъ можете ушибить ребенка,          а также стружками,
   потому что онъ легко можетъ прорваться и засорить глаза дитяти.
         Сначала берутъ мячикъ одного какого нибудь цвѣта и на снуркѣ того же
   цвѣта вѣшаютъ у колыбели спящаго 6­ти недѣльнаго ребенка. Конечно, нельзя
   назначить времени, когда вѣшать мячикъ, но мы тутъ беремъ среднюю норму.
   До 3­хъ—4­хъ недѣль поднесите къ глазамъ ребенка паледъ, и онъ не мор­
   гнете; вечеромъ перенесите свѣчку съ одного стола па другой,—онъ не сдѣ­
   лаетъ никакого двнженія глазами: знакъ, что его зрѣніе еще слишкомъ слабо
   и нужно до времени оставить его въ покоѣ, какъ можно болѣе оберегая
   лишь отъ слишкомъ яркаго свѣта. Но вотъ онъ пристальнѣе глядитъ на ваше
   лицо, улыбается, нѣсколько моргаетъ, движеніе руками и ногами становятся
   быстрѣе, хотя совершенно неопредѣленны. Повѣсьте во время сна такому
   младенцу одноцвѣтный мячикъ и наблюдайте. Вотъ, онъ просыпается, долго
   глаза его блуждаютъ неопредѣленио, вдругъ останавливаются на мячикѣ и
   долго, долго малютка весь серьезно сосредоточивается на немъ, не отводитъ
   отъ него своихъ глазъ. Вдругъ встрепенулся ножками и ручками, какъ­ то
   подвинулся впередъ всѣмъ своимъ маленькимъ тѣльцемъ, улыбнулся, и по­
   шелъ гулить. На первый разъ малютка повеселился 1—2 ­минуты, завтра
   онъ займется уже долѣе, и вы замѣчаете, какъ необыкновенно быстро уве­
   личивается у него время игры, какъ и другіе члены при этомъ приходятъ
   ему на помощь. Онъ мало по малу начинаетъ хватать мячикъ, но сначала
   очень неискусно: встрепенувшись, онъ только случайно толкнетъ его ручками,
   приведетъ въ движеніе; мячикъ раскачивается во всѣ стороны, ребенокъ при
   этомъ смотритъ уже не на одну точку, а учится слѣдить за разными дви­
   женіями и измѣненіями въ положеніи мячика. Въ два, три мѣсяца онъ умѣетъ
   хватать мячикъ обѣими рученками и научился играть съ нимъ, толкать его
   въ разныя стороны и ловить. Кто видѣлъ удовольствіе, которое доставляете
   малюткамъ эта первая игра въ мячикъ, тотъ совершенно согласится съ Фре­
   белемъ, что она вполнѣ соотвѣтствуетъ способностямъ этого возраста и по­
   могаете его развитію: осмысливаетъ движенія ребенка, устанавливаетъ и со­
   средоточиваете его зрѣніе. Лучше всего сначала повѣсить голубой мячикъ,
   такъ какъ извѣстно, что при слабомъ зрѣніи голубой цвѣтъ пріятнѣе другихъ;
   вотъ потому­то взрослые и носятъ голубые очки; красный же цвѣтъ слишкомъ
   рѣзокъ для дитяти, и такой мячикъ слѣдуетъ вѣшать тогда, когда малютка
   привыкъ уже къ другимъ цвѣтамъ. При этомъ мячикъ у колыбели малютки
   слѣдуетъ оставлять не на извѣстный, заранѣе предписанный срокъ, а до
   тѣхъ поръ, пока ребенокъ занимается имъ. Когда онъ научился хватать,
   можно вѣшать два, три мячика рядомъ.
        Но вотъ уже ребенокъ можетъ сидѣть на рукахъ, по желанно матери
   протягивать къ ней ручки. Тутъ Фребель начинаетъ продѣлывать съ мячи­
   комъ передъ 5­ти—6­ти мѣсячнымъ ребенкомъ разныя упражненія и болѣе
   всего при этомъ заботится о развитіи его мышечныхъ движеній и объ изо­
   щреніи слуха, т. е. заставляете матерей пѣть ему пѣсни. Эти игры и пѣсни
   онъ далъ въ своемъ сочиненіи: Mutter­Spiel und Koselieder. Во всемъ, что
   Фребель даетъ для этого возраста, у него много ошибокъ: несоотвѣтственныя
   упражненія, форсированное развитіе, излишняя систематизація, хотя и тутъ
   въ основаніи опять таки лежитъ глубокая мысль.
        Скажемъ прежде объ его упражненіяхъ съ мячикомъ: Фребель даетъ
   множество игръ, въ которыхъ съ необыкновенною постепенностью знакомите
   со всевозможными движеніями мячика по смыслу словъ: взадъ, впередъ, вверхъ,
   вннзъ, кругом», тутъ, тамъ, ближе, дальше и проч. Потомъ берутъ ящикъ
   293   294   295   296   297   298   299   300   301   302   303