Page 299 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 299

— 283 —

   и указываютъ, какъ можетъ двигаться мячикъ по отношенію къ этому ящику:
   катаютъ его сверху, отъ себя, къ себѣ; „скокъ на ящикъ, скокъ черезъ ящикъ,
   скокъ въ ящикъ"; словомъ, исчерпываютъ здѣсь всевозможныя нарѣчія и
   предлоги. Каждое изъ этихъ движеній сопровождается особой иѣсеыкой, имѣю­
   щей цѣлью познакомить съ этими парѣчгями и предлогами и дать понятіе о
   разныхъ направленіяхъ движенія: горизонталыюмъ, вертикальномг, и проч.
   Дать ребенку въ это время на снуркѣ самому покачать мячикъ, показать
   ему, какъ его можно покатать по столу, даже разнообразить эти движенія—
   не дурно, но устроить изъ этого систематическое упражненіе, принуждая
   ребенка сначала усвоивать движенія только вверхъ, потомъ только внизъ, по­
   томъ вбокь и т. д.     положительно   нелѣпо. Вспомнимъ,    что всему этому
   хотятъ   научить   пятимѣсячнаго ребенка; правда,     упражненія    эти  про­
   должаются до 3­хъ лѣтъ, но все­же такой ребенокъ едва еще начинаетъ
   понимать вашъ говоръ. Отвлеченныя понятіи о движеній, которыя Фребель
   сводитъ здѣсь въ систему, очень важны, но упражнять въ нихъ можно го­
   раздо позже, когда ребенокъ вполнѣ владѣетъ языкомъ и умѣетъ уже опре­
   дѣлять многія впечатлѣнія. Вообще систематическія упражненія умѣстны
   лишь въ школѣ, но никоимъ образомъ не въ дошкольный періодъ его жизни.
   При этомъ мы полагаемъ, что даже и тогда естествённѣе сначала дать ему
   усвоить понятія объ относительномъ положеніи предметовъ, какіе онъ видитъ
   вокругъ себя, спрашивая его кстати, что подо его ногами, что надъ головой,
   кто стоитъ сзади, что онъ видитъ впереди? Даже и въ восемь, девять лѣтъ
   ему лишь постепенно слѣдуетъ давать понятіе о томъ или другомъ напра­
   вленіи движенія и все­таки незамѣтно, во время прогулки, въ бесѣдахъ
   о живыхъ предметахъ. Фребель, напротивъ, начинаетъ по старинному нѣ­
    мецкому обычаю чисто догматически, заставляя ребенка чуть не со дня рож­
    денія воспринимать виечатлѣнія не свободно, а по предписаннымъ правиламъ.
    Этимъ онъ ставитъ и воспитательницу въ какое­то странное положеніе. Какъ
    забавно думать, что, стараясь повеселить, успокоить годовалаго ребенка, она
    въ то же время высчитываешь, какому движенію научить его сперва, съ ка­
    кимъ врамматическимъ терминомъ познакомить потомъ, и восхищается этой
   схоластикой, припѣвая сентиментальныя пѣсни.
         Чѣмъ­же занимать ребенка въ этотъ первый возрастъ?
         Во­первыхъ, онъ и самъ достаточно занятъ тѣми впечатлѣніями, которыя
    производятъ всѣ окружающіе предметы на его только что пробужденные
   органы. Всякая вещь, которую онъ видитъ или можетъ схватить въ руки,
    приводитъ его въ восторгъ. Кромѣ того тутъ сильно развиваются мышцы:
    ребенокъ сначала ползаетъ, потомъ начинаетъ ходить, и Фребель, вмѣстѣ съ
    упражненіями въ мячики, даетъ игры, служащія къ развитію мышцъ. Игру
    въ мячъ, оказавшую ему услугу до 2—3­хъ мѣсяцевъ его жизни, мы оста­
    вимъ пока для послѣдующаго возраста; долѣе она и потому неудобна, что
    у ребенка прорѣзываются зубы, чешутся десны, и онъ все несетъ въ ротъ,
    а шерстяные мячики (резиновые и кожанные не менѣе вредны) оставляютъ
    во рту волокна шерсти, которыя производятъ рвоту. Итакъ мы займемся
    мышечными играми.
         Мышечными движеніями Фребель начинаетъ упражнять тоже съ 3­хъ,
    4­хъ мѣсяцевъ. Онъ, напримѣръ, заставляегъ класть ребенка на подушку, брать
    его за руки и нѣсколько приподнимать верхнюю часть туловища, потомъ
    дѣлать тоже самое съ ножками,—это игра для укрѣпленія сміннаго хребта.
    Затѣмъ онъ совѣтуетъ въ тактъ, какъ будто­бы подъ удары мельницы слегка
    колотить ножками и ручками ребенка: это тоже служитъ къ развитію нѣ­
   294   295   296   297   298   299   300   301   302   303   304