Page 304 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 304

— 288 —

   ребенку знакомыхъ ему живыхъ звѣрей и птицъ изъ того маленькаго міра,
   надъ которымъ онъ уже успѣлъ сдѣлать нѣсколько наблюденій (ясно, что не
   слѣдуетъ давать ему такихъ животныхъ и предметовъ, которыхъ онъ еще не
   видалъ или значенія которыхъ онъ не можетъ понять); ему нравятся подоб­
   ныя игрушки и потому, что онъ можетъ играть съ ними такъ, какъ не всегда
   удобно съ живыми предметами.
        Итакъ, буду продолжать мой разсказъ о его занятіяхъ. Онъ уложилъ
   куколку; черезъ минуту онъ ее выхватилъ изъ кровати. Ety, будемъ поить
   ее теперь молокомъ. Ребенокъ при этомъ вспоминаетъ все до малѣйпшхъ
   подробностей и бѣжитъ подогрѣвать молоко, какъ это дѣлаютъ для него,
   самъ пьетъ и потомъ подносить куклѣ.— „Куколка попила, а все столько же
   молока осталось", говорите вы между прочимъ, „а дай Машѣ или Колѣ,
   даже коту Васькѣ, пожалуй, и этого бы не хватило!" —„И Мимишка бы все
   поѣлъ!" — подхватываетъ ребенокъ послѣ легкаго раздумья, указывая на со­
   баку.  „Да, куколка умница", продолжаетъ онъ, „она свою Машу любитъ
   (пусть это играетъ съ куколкой дѣвочка Маша), все ей оставляетъ".— Игра
   для ребенка не теряетъ своей прелести, хотя онъ скоро начинаетъ ясно по­
   нимать разницу между одушевленнымъ и неодушевленнымъ предметомъ. Раз­
   ница эта покамѣстъ только въ томъ, что человѣкъ ѣстъ, а куколка не мо­
   жетъ ѣсть, но на первый разъ совершенно достаточно дать усвоить и это
   несложное понятіе.
        — Ну, Машуточка, говорите вы дѣвочкѣ;—бери куклу за одиу ручку,
   а я за другую, пойдемъ бѣгать. Пройдемся съ ней тихонько, теперь скорѣй,
   еще и еще скорѣй! О, да мы и рысью бѣжимъ, какъ лошадки: гопъ, гопъ,
   годъ... Ну, а теперь въ галопъ... Опять тихо, опять скоро; бѣги­ка, одна, а
   мы съ куклой будемъ тебя догонять... а, догнали! ты теперь куклу догоняй...
   устали!., теперь отдохнемъ... Какая ты красная, лобъ въ поту, а куколкѣ все
   ни почемъ!
        — Нѣтъ, и у куколки тоже потъ, она красная. Ребенокъ очень хорошо
   понимаетъ, что съ куклой не произошло никакой перемѣны, даже дѣлаетъ
   вамъ лукавые глазенки, чтобъ вы ему не противоречили, вытираетъ лицо
   куклы тоже платкомъ.
        — Посмотри, говорите вы,—а вотъ пѣтушокъ­то на насъ смотритъ!—Вы
   ставите игрушку на столъ.

                Пѣтушокъ, пѣтушокъ!            Что ты рано истаешь,
                Золотой гребетокъ,             Что ты громко ноешь,
                Маеляна головушка,             Машѣ спать не даешь?
                Шелкова бородушка!
        Ребенокъ повторяетъ за вами, и самъ распѣваетъ пѣсенку на разные
   лады. Тутъ онъ больше оживляется, его собственная фантазія все больше
   разыгрывается.
        — Мы еще, — говоритъ онъ вамъ, — не все съ куколкой переиграли. —
   Ну, придумай сама. —Пойдемъ къ ней въ гости и пѣтушка возьмемъ...— Пѣ­
   тушокъ въ гости не ходитъ, вотъ развѣ къ пѣтушкамъ, да къ курамъ, а мы
   куколку пригласимъ къ себѣ и вмѣстѣ съ нею будемъ пѣтушка кормить. —
   Ахъ! какъ хорошо, хорошо! Пойдемъ ее звать.

             Ты куколка, я куколка,
             Ты маленька, я маленька,            Ты не бойся, приходи,
              Приди ко мнѣ въ гости!             Какъ залаетъ гамъ, гамъ, гамъ,
                  Я бъ радешенька пришла,         Я собачкѣ хлѣбца дамъ...
                   Да твоя собачка зла...
                   Загрызетъ, того и жди.
   299   300   301   302   303   304   305   306   307   308   309