Page 306 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 306

— 290 —


         Вотъ еще примѣръ пѣсенки или присказки на тотъ случай, когда ре­
   бенокъ будетъ играть со своею собачкой:
                   Собачка, собачка,              А гдѣ быки?
                   Гдѣ ты была?                   Въ гору ушли.
                   Коней стерегла.                А гдѣ гора?
                   А гдѣ кони?                    Черви выточили.
                   Они въ лѣсъ ушли.              А гдѣ черви?
                   А гдѣ тотъ лѣсъ?               Гуси выклевали.
                   Огнемъ сгорѣлъ.                А гуси гдѣ?
                   А гдѣ огонь?                   Въ тростникъ ушли.
                   Водой залили.                  А гдѣ тростникъ?
                   А гдѣ вода?                    Люди выломали.
                   Быки выпили.
         Тутъ мы перемѣняемъ въ народной пѣснѣ только нѣкоторыя слова и
   вмѣсто козы обращаемся къ собакѣ, такъ какъ ребенку чаще приходится ви­
   дѣть, что лошадей стережетъ собака, а не коза.
         Изъ народныхъ игръ съ маленькимъ ребенкомъ можно выбирать подоб­
    ныя: ребенка легонько постукиваютъ по спинѣ и спрашиваютъ:
         Горбъ, горбокъ!           Кто наклалъ?             Ковшикомъ.
         Что въ горбу?            Дѣдушка.                  Какимъ?
         Денежки.                 Чѣмъ наклалъ?             Золотенысимъ.
         Чѣмъ чаще вы будете наталкивать ребенка на наблюденія, тѣмъ болѣе
    съ каждымъ днемъ будетъ онъ самъ спрашивать васъ о различныхъ предме­
    тахъ, которые вы, съ своей стороны, должны будете освѣтить какъ должно,
    искусно закрывая передъ нимъ то, что понять ему не подъ силу. Было бы
    огромной ошибкой со стороны воспитателя указывать 2­хъ, 3­хъ­лѣтнему ре­
    бенку на^болѣе тонкія особенности, разсказывать ему хотя что­нибудь изъ
    жизни животныхъ и птицъ, чего нѣтъ у него передъ глазами въ данную
    минуту. Курица бѣгаетъ передъ ребенкомъ и разрываетъ кучи, отыскивая
    въ нихъ себѣ пищу, а вы пропускаете это и сообщаете ему о томъ, что она
    несетъ яйца, изъ которыхъ высиживаетъ цыплятъ; въ такомъ случаѣ вы даете
    ему знаніе факта, котораго онъ еще не могъ провѣрить своими глазами. Что
    изъ того, что онЪ увидитъ это потомъ, хотя завтра же? До тѣхъ поръ, пока
    не увидитъ, вы не съумѣли воспользоваться характерной чертой въ предметѣ,
    который передъ нимъ въ настоящую минуту; онъ будетъ повторять ваши
    фразы, не оставляющія въ его головкѣ никакого живаго образа. Легко такимъ
    образомъ дать много неопредѣленныхъ представлсній, а, привыкнувъ вѣрить
    вамъ на слово, ребенокъ скоро станетъ этимъ удовлетворяться, вѣчно будетъ
    приставать, чтобы вы ему что­нибудь разсказали, и ему останется чуждою
    та жизнь природы, при наблюдении которой мало­по­малу развивались бы въ
    немъ умъ, находчивость, сочувствіе къ окружающему его міру. Вамъ слѣ­
    дуетъ, напротивъ, сначала все показать ему въ той живой, занимательной
    картинѣ, какую представляетъ дѣйствительность, чтобы потомъ онъ на самомъ
    дѣлѣ пріобрѣлъ основательныя знанія.
         Страшный сумбуръ также можно произвести въ головѣ ребенка употреб­
    леніемъ словъ, мало­мальски чуждыхъ дѣтскому говору и пониманію, напр.:
    у коровы и барана рога полые; одни животныя отрыгаютъ жвачку, а другія
    просто ее пережевываютъ. Все это онъ пойметъ черезъ нисколько лѣтъ со­
    вершенно ясно,—теперь же это только можетъ сбить его съ толку.
         Мы оставили нашу дѣвочку, когда она уже довольно утомлена тѣми не­
    замысловатыми, но для такого ребенка совершенно серьезными наблюденіями,
    на которыя мы ее навели.
         — Ну­ка, Маша, отдохнемъ теперь. — Сядемъ на крылечко и пѣсню
    споемъ,—просцтъ васъ ребенокъ. Вы начинаете, она вамъ подтягиваетъ.
   301   302   303   304   305   306   307   308   309   310   311