Page 309 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 309

— 293 —

        — Удивительная жизнь! —говорилъ мнѣ одинъ отецъ: вотъ я жилъ съ
   сыномъ въ такой трущобѣ, гдѣ только видѣлъ: клоповъ, пруссаковъ и мышей.
   Вмѣсто пѣнія птицы, наслаждался кваканьемъ лягушекъ, вмѣсто раститель­
   ности, ничего не видѣлъ, кромѣ песку и кой­гдѣ убогой ели.—А развѣ это
   не такой­же богатый воспитательный матеріалъ? Развѣ это не заслуживаете
   такого­же наблюденія и вниманія, какъ и все въ природѣ?
        При развитіи ребенка въ первомъ возрастѣ мы больше всего останавли­
   ваемъ его вниманіе на животныхъ, такъ какъ въ это время его особенно
   занимаетъ все живое и движущееся. Разсказы о тѣхъ же предметахъ займутъ
   мѣсто и при упражненіяхъ въ послѣдующемъ возрастѣ, только тогда круго­
   зоръ ребенка будетъ шире, наблюденія болѣе точны. Въ 5 и 6 лѣтъ онъ
   разсмотритъ мохнатыя ножки мухи, пойметъ, отчего она дерлсится на стеклѣ,
   откуда паукъ беретъ свою паутину. Тогда вы кое что можете сообщить о
   жизни и нравахъ этихъ животныхъ. Ребенка же до 3 лѣтъ, какъ мы уже
   говорили, можно знакомить только съ немногими характерными чертами
   каждаго явленія. Воспитатель долженъ стараться наводить его на наблюденія
   окружающаго міра, что сдѣлаетъ его живымъ и чуткимъ; вмѣсто этого Фре­
   бель даетъ упражненія съ мячиками, гдѣ ребенокъ только можетъ заучивать
   на память слова, имѣющія чисто отвлеченное значеніе. При нашихъ разска­
   захъ ребенокъ незамѣтяо знакомится не только съ какими нибудь нарѣчіями,
   о чемъ такъ заботится Фребель, но усвоитъ богатый запасъ словъ и выра­
   женій, узнаетъ своеобразную народную рѣчь и съ самаго дѣтства научится
   мыслить по русски.
        Когда ребенку исполнится 3 года, тогда и игры въ мячикъ могутъ имѣть
   значеніе. До того времени его можно давать развѣ изрѣдка, заставляя, на­
   примѣръ, ребенка ловить мячикъ, когда онъ ползаетъ, доставать его ручкой,
   когда онъ поднимается на ноги. Теперь же мячикъ, кромѣ того, что достав­
   ляете очень много разнообразныхъ игръ, можетъ служить и къ тому, чтобы
   привести въ связь уже отчасти усвоенныя ребенкомъ понятія объ относитель­
   номъ положеніи предметовъ и о различномъ направленіи движенія. Кромѣ
   того .онъ даетъ случай къ знакомству съ цвѣтами. Дитя сидите за неболь­
   шимъ четыреугольнымъ столомъ *). Мать бросаетъ мячикъ на снуркѣ за столъ.
   Куда это онъ пропалъ? Мячикъ упалъ за столъ, онъ позади стола, А вотъ
   пускай онъ къ      намъ придетъ отсюда.     Мать двигаетъ снурокъ вправо.
   Скажи, какой рукой ты теперь его достанешь? Мячикъ сбоку стола, вправо
   отъ стола. А что еще отъ тебя вправо? Комодъ, стулъ и проч. Мячикъ опять
   здѣсь. Гдѣ онъ? позади стола? Нѣтъ передъ столомъ и т. д. А теперь пусть
   онъ сдѣлаетъ прогулку кругомъ стола.—Теперь куда? Влѣво. Вотъ мячикъ
   пропутешествовалъ кругомъ стола, а гдѣ онъ еще не былъ? Надо, чтобы онъ
   вездѣ побывалъ. Онъ не былъ еще подъ столомъ. Ну, подъ столомъ темно,—
   упадетъ, пожалуй трудно будетъ найти. Повѣсимъ его надъ столомъ... Ви­
   дишь, какой онъ яркій, красный; гдѣ онъ виситъ? Надъ столомъ, сверху стола.
    Ну, теперь пусть онъ попрыгаете по столу.
              Мячикъ маленькій                       Попляши­ка, порѣзвись,
              Да удаленькій                          Попляши­ка, поскачи,
              Скокъ да ркокъ вверхъ да внизъ.        Машу прыгать научи.
         Мать беретъ ребенка, который ужъ довольно сидѣлъ, и начинаетъ съ
   нимъ прыгать и пѣть ту же пѣсенку. Мать бросаетъ мячикъ и ловитъ, бро­


         *) Упражнять въ этомъ можно дѣтей, когда они не могутъ быть на дворѣ, т. е. зимою или
    лѣтомъ въ дурную погоду.
   304   305   306   307   308   309   310   311   312   313   314