Page 314 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 314

— 298 —

    но для того возраста, о которомъ мы теперь говоримъ, это вовсе непригодно.
    Тутъ ариѳметическія занятія, какъ и другія, можно допустить только при
    случаѣ, въ живой естественной формѣ. При этомъ воспитателю часто при­
   дется останавливаться на мелочахъ, неимѣющихъ близкаго отношенія къ пред­
   лагаемому вопросу; но онъ долженъ помнить, какихъ разнообразныхъ цѣлей
   можно достичь при первоначальномъ воспитаніи, если только разумно вести
   занятія по ариѳметикѣ. Оцно изъ главныхъ условій, чтобы вести дѣло хо­
   рошо, —останавливаться на всемъ, что затрудняетъ и удивляетъ ребенка.
         Пересказывая содержаніе задачи сначала по вопросамъ, ребенокъ неза­
   мѣтно для васъ привыкаетъ передавать все въ видѣ связнаго разсказа.
         При ариѳметическихъ упражненіяхъ, какъ и при другихъ занятіяхъ съ
   маленькими дѣтьми. хорошо было­бы подражать методѣ Гертруды („Лиягардъ
   и Гертруда" Песталоцци). Она никогда не говорила съ своими дѣтьми тономъ
   нѣмецкихъ преподавателей: Это что? Голова. Нѣтъ, говори: моя голова. Или:
   гдѣ у тебя носъ, уши, волосы? Покажи окно, дверь, глазъ? Она не спраши­
   вала: „гдѣ твои руки?" а говорила, когда была въ этомъ надобность:       „твои
   рученки грязны, приди—я ихъ вымою". Не спрашивала:             „гдѣ находятся
   волосы?" а звала дѣтей причесаться, когда они были растрепаны. На свои
   вопросы она не требовала также полныхъ отвѣтовъ, которыми переполнены
   первыя страницы каждаго учебника, —въ родѣ слѣдующаго: моя голова нахо­
   дится на плечахъ; дверь находится въ стѣнѣ влѣво отъ дивана, напротивъ
   окна, и т. п. Пустой болтовней, да еще въ сухой формѣ, не научишь ни
   языку, ни счету. Каждое слово, сказанное Гертрудою ея дѣтямъ, было въ
   тѣсной связи съ действительными , житейскими нуждами.
        Маленькимъ дѣтямъ не слѣдуетъ давать ни отвлеченныхъ знаковъ, ни
   чиселъ, и ни теперь, ни послѣ они не должны зубрить таблицу умноженія,
   знаніе которой явится само собой, не насилуя и не засоряя памяти, а только
   лишь какъ результатъ яснаго пониманія отношенія между собой всѣхъ чиселъ.
   Сперва удобнѣе познакомить дѣтей со счетомъ до 4­хъ, потомъ постепенно
   до 7­ми, до 8­ми, по возможности на всѣ четыре дѣйствія, но не соединяя
   еще съ этимъ понятія о цѣломъ и о части.
        Упражненія, которыя мы даемъ для 3­хъ, 4­хъ лѣтнихъ дѣтей, могутъ
   для нѣкоторыхъ дѣтей быть несвоевременными. Въ такихъ случаяхъ нужно
   всегда обождать мѣсяца два, три и потомъ, при первомъ удобномъ случаѣ,
   опять позаняться съ ребенкомъ въ продолженіи 3 —6­ти минутъ. Но въ это
   время можно задать ребенку одну и много двѣ задачи? И совершенно доста­
   точно.
        По даннымъ образцамъ всякій воспитатель съумѣетъ подобрать и другіе
   примѣры: Наложимъ­ка на нашъ столикъ разныхъ вещей, только непремѣнно
   всего по одному, и поставимъ въ порядкѣ одинъ рядъ за другимъ. Ребенокъ
   приноситъ нѣсколько тряпочекъ, перьевъ, бумажекъ, коробокъ, книгъ. „Нѣтъ,
   мы поставимъ только по одной вещи, ну, разставляй. Видишь, чего, чего
   только у насъ нѣтъ: собрали цѣлое хозяйство. Стула нѣтъ, стола... Мы ихъ
   не поставили, потому что вещи то очень болыпія! Чтобы поставить на этотъ
   столъ одинъ столъ, да еще одинъ стулъ, намъ съ тобою пришлось бы звать
   кого нибудь на помощь, да и трудно было бы тогда умѣстить всѣ эти вещи.
   (Если ребенокъ самъ не выскажетъ этого, вы можете навести его на подобный
   разговоръ). Много у насъ вещей, но мы еще кой чего не принесли изъ кухни.
   А со двора у насъ еще и ничего нѣтъ. Маша принесла нѣсколько камешковъ,
   цвѣточковъ, листиковъ, а песку, такъ и цѣлую горсть.—Помнишь, по скольку
   всего я просила тебя подать мнѣ? Теперь посмотри, какихъ вещей въ этой
   309   310   311   312   313   314   315   316   317   318   319