Page 316 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 316
— 300 —
четыре ноги, у человѣка и птицъ по двѣ: у кого больше, у кого меньше? У
всѣхъли одна голова, носъ, лобъ? По ровну ли у всѣхъ ушей, глазъ?
Но чѣмъ больше или во сколько разъ больше—тшіе вопросы еще прежде
временны. Сколько у насъ съ тобою вмѣстѣ глазъ? Чего у насъ больше,—
рукъ или глазъ?
У меня и въ правой, и въ лѣвой рукѣ по карандашу; подыми съ полу
карандашъ и положи ко мнѣ на колѣни. Считай, сколько теперь у меня
всего карандашей? Сколько было прежде? Сколько прибавила? Откуда взяла
ты тотъ карандашъ, который положила ко мнѣ на колѣни? У твоего дяди
три сына: Миша, Вася и Коля, да еще маленькая дочка, Надя; сколько же
у дяди всѣхъ дѣтей? Сосчитай, сколько цыплятъ у этой курицы? Но замѣ
тила ли ты, что двое изъ нихъ хромаютъ? Сколько же изъ нихъ здоровыхъ?
Предъ окнами нашей дачи съ одной стороны три березы, а съ другой
двѣ липы,— сколько всѣхъ деревьевъ? Вотъ тебѣ пять леденцовъ, раздай ихъ
пяти ребятамъ поровну? Считай пальцы правой и лѣвой руки, правой и
лѣвой ноги?' Попробуй попрыгать на лѣвой ножкѣ, возьми мячикъ въ лѣвую
руку, а теперь въ правую.
На столѣ сколько книгъ? Прибавь столько же, сколько теперь лежитъ.
Когда я купила тебѣ эту книжку, въ ней было семь картинокъ. Считай,
сколько меперь? Если теперь въ ней 6, а было 7,—сколько картинокъ выр
вано? Ты не понимаешь, что значитъ столько же? На столѣ сколько книгъ
лежитъ? Одна. Принеси столько же, сколько лежитъ на столѣ, значитъ, при
неси сюда еще одну книгу.—На столѣ двѣ чашки, — принеси еще столько же.
Я тебѣ купила на платьице два аршина ситцу; оказалось, что нужно еще
столько, сколько я уже купила. Сколько же мнѣ нужно было прикупить?
Сколько у меня не доставало аршинъ ситцу на твое платье? (Наыъ прихо
дилось заниматься съ разными дѣтьми и обыкновенно оказывалось, что даже
и болыпія дѣти, развѣ одинъ изъ десяти, сознательно понимали практическое
значеніе самыхъ простыхъ нарѣчій, предлоговъ, союзовъ).
Считай, сколько горстей гороху я буду класть тебѣ въ передникъ. Че
тыре горсти... А сколько тутъ гороху? Здѣсь такъ много гороху, что ты и
не сосчитаешь. А ты разложи весь этотъ горохъ по кучкамъ и кучки ставь
въ рядъ, одну за другой. Пусть будетъ 8 рядовъ, въ каждомъ ряду по 8ми
кучекъ, но въ кучкахъ перваго ряда положи по одной горошинѣ, во второй
рядъ во всѣ кучки по двѣ горошинки и т. д. Сколько же будетъ горошинъ
въ кучкахъ послѣдняго рядя? Какая же кучка больше, какая меньше, кото
рая самая большая, которая самая маленькая? Теперь тоже по кучкамъ раз
ложи бусы, бисеръ, камешки. Въ этой кучкѣ сколько листиковъ? Покажи, въ
которой кучкѣ будетъ 8мь камешковъ, 8мь листиковъ. Эти двѣ кучки оди
наковыя, какъ въ одной четыре бумажки, такъ и въ другой. Гдѣ еще одина
ковыя кучки? Считай сряду всѣ ряды. Въ какомъ ряду больше кучекъ? Въ
какомъ меньше?
Положи въ рядъ 5 маковыхъ головокъ, выбрось двѣ изъ нихъ? Къ ше
сти горошинамъ прибавь еще одну,—теперь сколько гороху на столѣ? Еще
прибавь. Теперь сколько? Чего въ комнатѣ по 8ми вещей. Выгляни въ
окошко, чего тамъ по 8ми?—Восемь телѣгъ, 8мь лошадей, 8мь коровъ...
Къ тремъ горошинамъ прибавь еще одну,—теперь сколько?
У тебя четыре горошины, убавь изъ нихъ двѣ. Сколько осталось? Еще
двѣ убавь. Теперь что? Вотъ тебѣ четыре орѣха, раздѣли ихъ поровну между
двумя братьями. Поровну—значитъ сколько дашь одному, столько дай и дру
гому. Одному дала два, такъ и другому два приготовь. Вотъ какъ ты спра