Page 316 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 316

— 300 —

   четыре ноги, у человѣка и птицъ по двѣ: у кого больше, у кого меньше? У
   всѣхъ­ли одна голова, носъ, лобъ? По ровну ли у всѣхъ ушей, глазъ?
        Но чѣмъ больше или во сколько разъ больше—тшіе вопросы еще прежде­
   временны. Сколько у насъ съ тобою вмѣстѣ глазъ? Чего у насъ больше,—
   рукъ или глазъ?
        У меня и въ правой, и въ лѣвой рукѣ по карандашу; подыми съ полу
   карандашъ и положи ко мнѣ на колѣни. Считай, сколько теперь у меня
   всего карандашей? Сколько было прежде? Сколько прибавила? Откуда взяла
   ты тотъ карандашъ, который положила ко мнѣ на колѣни? У твоего дяди
   три сына: Миша, Вася и Коля, да еще маленькая дочка, Надя; сколько же
   у дяди всѣхъ дѣтей? Сосчитай, сколько цыплятъ у этой курицы? Но замѣ­
   тила ли ты, что двое изъ нихъ хромаютъ? Сколько же изъ нихъ здоровыхъ?
        Предъ окнами нашей дачи съ одной стороны три березы, а съ другой
   двѣ липы,— сколько всѣхъ деревьевъ? Вотъ тебѣ пять леденцовъ, раздай ихъ
   пяти ребятамъ поровну? Считай пальцы правой и лѣвой руки, правой и
   лѣвой ноги?' Попробуй попрыгать на лѣвой ножкѣ, возьми мячикъ въ лѣвую
   руку, а теперь въ правую.
        На столѣ сколько книгъ? Прибавь столько же, сколько теперь лежитъ.
   Когда я купила тебѣ эту книжку, въ ней было семь картинокъ. Считай,
   сколько меперь? Если теперь въ ней 6, а было 7,—сколько картинокъ выр­
   вано? Ты не понимаешь, что значитъ столько же? На столѣ сколько книгъ
   лежитъ? Одна. Принеси столько же, сколько лежитъ на столѣ, значитъ, при­
   неси сюда еще одну книгу.—На столѣ двѣ чашки, — принеси еще столько же.
   Я тебѣ купила на платьице два аршина ситцу; оказалось, что нужно еще
   столько, сколько я уже купила. Сколько же мнѣ нужно было прикупить?
   Сколько у меня не доставало аршинъ ситцу на твое платье? (Наыъ прихо­
   дилось заниматься съ разными дѣтьми и обыкновенно оказывалось, что даже
    и болыпія дѣти, развѣ одинъ изъ десяти, сознательно понимали практическое
   значеніе самыхъ простыхъ нарѣчій, предлоговъ, союзовъ).
        Считай, сколько горстей гороху я буду класть тебѣ въ передникъ. Че­
   тыре горсти... А сколько тутъ гороху? Здѣсь такъ много гороху, что ты и
   не сосчитаешь. А ты разложи весь этотъ горохъ по кучкамъ и кучки ставь
   въ рядъ, одну за другой. Пусть будетъ 8 рядовъ, въ каждомъ ряду по 8­ми
   кучекъ, но въ кучкахъ перваго ряда положи по одной горошинѣ, во второй
   рядъ во всѣ кучки по двѣ горошинки и т. д. Сколько же будетъ горошинъ
   въ кучкахъ послѣдняго рядя? Какая же кучка больше, какая меньше, кото­
   рая самая большая, которая самая маленькая? Теперь тоже по кучкамъ раз­
   ложи бусы, бисеръ, камешки. Въ этой кучкѣ сколько листиковъ? Покажи, въ
   которой кучкѣ будетъ 8­мь камешковъ, 8­мь листиковъ. Эти двѣ кучки оди­
   наковыя, какъ въ одной четыре бумажки, такъ и въ другой. Гдѣ еще одина­
   ковыя кучки? Считай сряду всѣ ряды. Въ какомъ ряду больше кучекъ? Въ
   какомъ меньше?
         Положи въ рядъ 5 маковыхъ головокъ, выбрось двѣ изъ нихъ? Къ ше­
   сти горошинамъ прибавь еще одну,—теперь сколько гороху на столѣ? Еще
   прибавь. Теперь сколько? Чего въ комнатѣ по 8­ми вещей. Выгляни въ
   окошко, чего тамъ по 8­ми?—Восемь телѣгъ, 8­мь лошадей, 8­мь коровъ...
   Къ тремъ горошинамъ прибавь еще одну,—теперь сколько?
         У тебя четыре горошины, убавь изъ нихъ двѣ. Сколько осталось? Еще
   двѣ убавь. Теперь что? Вотъ тебѣ четыре орѣха, раздѣли ихъ поровну между
   двумя братьями. Поровну—значитъ сколько дашь одному, столько дай и дру­
   гому. Одному дала два, такъ и другому два приготовь. Вотъ какъ ты спра­
   311   312   313   314   315   316   317   318   319   320   321