Page 320 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 320
— 804
съ круглыми ребрами, а у куба и сверху, и снизу, и сзади, и спереди, и съ
боковъ стороны съ прямыми, одинаковыми ребрами; у куба четыре острыхъ
угла сверху и четыре снизу, и проч.
Возьмика эту бумажку и сверни ее такъ, чтобы скольконибудь похоже
было на цилиндръ. Ты свернула, а чтоже сверху и снизу? Надо прикрыть
круглыми бумажками; дай я тебѣ ихъ сдѣлаю. А попробуемъ сдѣлать кубъ.
Сколько намъ нужно четыреугольныхъ бумажекъ? Шесть. Вотъ мы ихъ и
поставимъ другъ противъ друга. Ну а въ комнатѣ естьли что нибудь по
хожее на кубъ? А этотъ ящикъ? Ящикъ гораздо больше. Ничего не зпачитъ,
только бы всѣ стороны и всѣ ребра были такіяже, какъ и здѣсь. Вотъ этотъ
другой ящикъ такъ подлиннѣе. —Вонъ эти стороны и ребра у него гораздо
короче, эти длиннѣе; въ длину онъ больше, чѣмъ въ ширину и въ высоту,
а всеже похожъ скорѣе на кубъ, чѣмъ на шаръ или на .цилиндръ. Что
еще въ комнатѣ сходно съ кубомъ? Сама комната, сахарница, комодъ, ко
робка съ табакомъ. Вонъ жестянка для сахару похожа на цилиндръ. Шея
безъ головы,—вѣдь тоже цилиндръ. Ну, а этотъ шкафъ? Нѣтъ, не цилиндръ,
а больше похожъ на кубъ. г А чѣмъ отличенъ отъ куба? Въ ширину онъ
больше, чѣмъ въ толщину, а въ высоту еще больше. Покажи въ комнатѣ
вездѣ, гдѣ есть углы, ребра, плоскости.
Въ тричетыре года дѣтей посылаютъ уже въ дѣтскій садъ. Въ педаго
гическихъ журналахъ много было говорено о пользѣ товарищества для ре
бенка, о необходимости воспитать его въ обществѣ и т. п... Все это совер
шенно справедливо. Скажу болѣе: когда сближаешься съ другими людьми,
невольно ближе знакомишься съ ихъ наблюденіями, мыслями, опытомъ. Все
это, разумѣется, шире и глубже заставляетъ понимать окружающій міръ, и
въ то же время, возбуждаемый примѣромъ своихъ товарищей, ребенокъ го
раздо дѣятельнѣе къ нему относится. Если домашнее воспитаніе развиваетъ
преимущественно индивидуальный характеръ питомца,—воспитаніе обществен
ное болѣе подготовляетъ его къ будущей общественной дѣятельности. Эгоизмъ,
который такъ свойственъ каждому ребенку, излишняя привязанность къ своей
собственности, ограниченное пониманіе чужихъ интересовъ и множество дру
гихъ недостатковъ, — незамѣтно сглаживаются въ товариществѣ. Только въ
обществѣ себѣ подобныхъ ребенокъ научается дѣятельно сочувствовать горю
другаго, пріучается помогать и искренно заботиться объ интересахъ ближ
няго. Кромѣ того въ большомъ дѣтскомъ обществѣ можетъ быть съ пользою
употреблено въ дѣло соревнованіе, которое содѣйствуетъ искорененію лѣни,
небрежности, неряшества и множества другихъ недостатковъ. Тѣмъ не менѣе
соревнованіемъ слѣдуетъ пользоваться весьма осторожно, съ болыпимъ так
томъ, чувствомъ мѣры и чутьемъ. Нужно помнить, что при школьномъ обу
ченіи іезуиты пользовались соревнованіемъ въ широкихъ размѣрахъ и дости
гали низменныхъ цѣлей. И это понятно: соревнованіе не въ .мѣру можетъ
развить въ дѣтяхъ лишь суетное стремленіе затмить своею славою всѣхъ и
каждаго, желаніе всегда отличаться, щеголять, получать похвалы, поощренія,
лучшія отмѣтки. Подобныя склонности могутъ въ конецъ убить съ одной сто
роны истинный интересъ къ знанію, который долженъ быть рычагомъ умствен
наго преуспѣянія, съ другой — любовь къ окружающему, что должно быть
первою и главною задачею воспитанія. Черезчуръ ревнивая забота о томъ,
какъ бы перегнать товарища, постепенно вырождается въ индиферентизмъ къ
нему, затѣмъ переходитъ въ боязнь, что онъ опередитъ, въ мучительную за
висть, злорадство, когда онъ въ чемънибудь оплошаетъ, въ недружелюбіе,
пошлое честолюбіе и другіе зловредные свойства. Между тѣмъ честолюбіе