Page 320 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 320

— 804 ­

  съ круглыми ребрами, а у куба и сверху, и снизу, и сзади, и спереди, и съ
  боковъ стороны съ прямыми, одинаковыми ребрами; у куба четыре острыхъ
  угла сверху и четыре снизу, и проч.
        Возьми­ка эту бумажку и сверни ее такъ, чтобы сколько­нибудь похоже
  было на цилиндръ. Ты свернула, а что­же сверху и снизу? Надо прикрыть
  круглыми бумажками; дай я тебѣ ихъ сдѣлаю. А попробуемъ сдѣлать кубъ.
  Сколько намъ нужно четыреугольныхъ бумажекъ? Шесть. Вотъ мы ихъ и
  поставимъ другъ противъ друга.     Ну а въ комнатѣ есть­ли что нибудь по­
  хожее на кубъ? А этотъ ящикъ? Ящикъ гораздо больше. Ничего не зпачитъ,
  только бы всѣ стороны и всѣ ребра были такія­же, какъ и здѣсь. Вотъ этотъ
   другой ящикъ такъ подлиннѣе. —Вонъ эти стороны и ребра у него гораздо
   короче, эти длиннѣе;   въ длину онъ больше, чѣмъ въ ширину и въ высоту,
   а все­же похожъ скорѣе на кубъ, чѣмъ на шаръ или на .цилиндръ. Что
  еще въ комнатѣ сходно съ кубомъ? Сама комната, сахарница, комодъ, ко­­
   робка съ табакомъ. Вонъ жестянка для сахару похожа на цилиндръ. Шея
   безъ головы,—вѣдь тоже цилиндръ. Ну, а этотъ шкафъ? Нѣтъ, не цилиндръ,
   а больше похожъ на кубъ. ­г­ А чѣмъ отличенъ отъ куба? Въ ширину онъ
   больше, чѣмъ въ толщину, а въ высоту еще больше. Покажи въ комнатѣ
   вездѣ, гдѣ есть углы, ребра, плоскости.
        Въ три­четыре года дѣтей посылаютъ уже въ дѣтскій садъ. Въ педаго­
   гическихъ журналахъ много было говорено о пользѣ товарищества для ре­
   бенка, о необходимости воспитать его въ обществѣ и т. п... Все это совер­
   шенно справедливо. Скажу болѣе: когда сближаешься съ другими людьми,
   невольно ближе знакомишься съ ихъ наблюденіями, мыслями, опытомъ. Все
   это, разумѣется, шире и глубже заставляетъ понимать окружающій міръ, и
   въ то же время, возбуждаемый примѣромъ своихъ товарищей, ребенокъ го­
   раздо дѣятельнѣе къ нему относится. Если домашнее воспитаніе развиваетъ
   преимущественно индивидуальный характеръ питомца,—воспитаніе обществен­
   ное болѣе подготовляетъ его къ будущей общественной дѣятельности. Эгоизмъ,
   который такъ свойственъ каждому ребенку, излишняя привязанность къ своей
   собственности, ограниченное пониманіе чужихъ интересовъ и множество дру­
   гихъ недостатковъ, — незамѣтно сглаживаются въ товариществѣ. Только въ
   обществѣ себѣ подобныхъ ребенокъ научается дѣятельно сочувствовать горю
   другаго, пріучается помогать и искренно заботиться объ интересахъ ближ­
   няго. Кромѣ того въ большомъ дѣтскомъ обществѣ можетъ быть съ пользою
   употреблено въ дѣло соревнованіе, которое содѣйствуетъ искорененію лѣни,
   небрежности, неряшества и множества другихъ недостатковъ. Тѣмъ не менѣе
   соревнованіемъ слѣдуетъ пользоваться весьма осторожно, съ болыпимъ так­
   томъ, чувствомъ мѣры и чутьемъ. Нужно помнить, что при школьномъ обу­
   ченіи іезуиты пользовались соревнованіемъ въ широкихъ размѣрахъ и дости­
   гали низменныхъ цѣлей. И это понятно: соревнованіе не въ .мѣру можетъ
   развить въ дѣтяхъ лишь суетное стремленіе затмить своею славою всѣхъ и
   каждаго, желаніе всегда отличаться, щеголять, получать похвалы, поощренія,
   лучшія отмѣтки. Подобныя склонности могутъ въ конецъ убить съ одной сто­
   роны истинный интересъ къ знанію, который долженъ быть рычагомъ умствен­
   наго преуспѣянія, съ другой — любовь къ окружающему, что должно быть
   первою и главною задачею воспитанія. Черезчуръ ревнивая забота о томъ,
   какъ бы перегнать товарища, постепенно вырождается въ индиферентизмъ къ
   нему, затѣмъ переходитъ въ боязнь, что онъ опередитъ, въ мучительную за­
   висть, злорадство, когда онъ въ чемъ­нибудь оплошаетъ, въ недружелюбіе,
   пошлое честолюбіе и другіе зловредные свойства. Между тѣмъ честолюбіе
   315   316   317   318   319   320   321   322   323   324   325