Page 324 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 324

ГлаваГлаваГлаваГлава XIV.XIV.XIV.XIV. ВосмтаніеВосмтаніеВосмтаніеВосмтаніе ребенкаребенкаребенкаребенка съсъсъсъ четырехъчетырехъчетырехъчетырехъ додододо шестишестишестишести лѣтъ.лѣтъ.лѣтъ.лѣтъ.


   Третій даръ Фребеля—кубъ, раздѣленный на 8 кубиковъ и четвертый даръ—кубъ, раздѣленный
   на 8 плитокъ.—Бесѣды, которыми можно сопровождать занятія по этнмъ дарамъ.—Необхо­
   димое условіе при всѣхъ построіікахъ.—Загадки, пригодный для дѣтей итого возраста.—На
   что слѣдуетъ обращать вннманіѳ дѣтей во  время прогулокъ.—Вырѣзаніе отъ руки.—На
   сколько воспитатель можетъ принимать участіе въ самостоятельныхъ играхъ ребенка во время
   отдыха.—Примѣры ариѳнетическихъ упражненій въ этомъ возрастѣ.—Значеніе сказокъ для
   дѣтей.—Примѣры того, въ какомъ видѣ слѣдуетъ давать сказки п какъ можно объяснять ихъ
   дѣтямъ.—Наблюденія надъ растеніями, разведенными въ комнатѣ самнмъ ребѳпкомъ.—Бесѣды
   еъ дѣтьми при раскладываніи лучинъ, при постройкахь изъ кубиковъ и плитокъ; разница
   мѳліду ними.—Рисованіе по еѣтп.—Бесѣды, сказки, разсказы и загадки для дѣтей отъ пяти
                                до восьми—девяти лѣтъ.

        Въ послѣдвей главѣ мы довели воспитаніе ребенка до 4­хъ лѣтъ его
   жизни; мы видѣли, что матеріалъ, данный Фребелемъ, для умственнаго и нрав­
   ственнаго развитія въ эти лѣта чрезвычайно бѣденъ и мало соотвѣтствуетъ
   возрасту, для котораго назначенъ. Намъ пришлось ввести не только упраж­
   ненія и разсказы другаго характера, но и игры, придумать даже множество
   механическихъ работъ. Совсѣмъ другое приходится сказать про фребелевскія
   занятія, назначенныя для послѣдующихъ годовъ. Тутъ мы находимъ такое
   богатство и разнообразіе матеріала, что является опасность, какъ бы не обре­
   менить ребенка, и здѣсь мы ставимъ себѣ первымъ правиломъ: не насиловать
   дѣтскаго ума, не забывать ни на минуту о самостоятельномъ развитіи ре­
   бенка. Въ болыпинствѣ случаевъ воспитатели стремятся только къ тому, чтобы
   ребенокъ во что бы то ни стало до 7­ми лѣтъ ознакомился со всѣми дарами
   Фребеля и переработалъ ьъ послѣдовательности всѣ его механическія работы,
   точно въ этомъ лежитъ залогъ его развитія и счастія. Начну дальнѣйшій
   очеркъ системы Фребеля, какъ она изложена въ руководствахъ и при этомъ
   буду указывать, какъ пользоваться матерьяломъ, который намъ представляется.
   Въ послѣдній разъ мы разсмотрѣли первый и второй даръ Фребеля, теперь
   познакомимся съ слѣдующими его дарами, ѵ
        Третій даръ Фребеля состоитъ изъ куба, раздѣленнаго на 8 кубиковъ,
   четвертый даръ—изъ куба, раздѣленнаго на 8 плитокъ или кирпичиковъ.
   Тотъ и другой даръ служатъ ребенку строительнымъ матерьяломъ для вос­
   произведенія: 1) оюизненныхъ формъ, взятыхъ изъ предметовъ окружающей
   жизни, 2) для воспроизведенія изящныхъ формъ и 3) для усвоенія матема­
   тическтъ формъ. Съ этою цѣлью дѣтей заставляютъ изъ этихъ кубиковъ
   строить все, что у нихъ есть предъ глазами и то, чего нѣтъ: диванъ, ска­
   мейку, колонну, памятникъ, замокъ, ворота съ башнею, монумента и т. д.
   При этомъ строго наблюдаютъ два правила: 1) чтобы въ постройку каждаго
   319   320   321   322   323   324   325   326   327   328   329