Page 325 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 325

— 309 —

   предмета непремѣнно входилъ весь матеріалъ, т. е. всѣ 8 кубиковъ, 2) чтобы
   ни одинъ изъ построенныхъ предметов* не былъ совершенно уничтоженъ, а
   превращен* въ другой предмет* чрезъ незначительное перемвщеніе нѣкото­
   рыхъ частей матеріала. Но этому правилу складывание, напримѣръ 8 куби­
   ковъ такъ, что они составляют* одинъ большой кубъ. Вы снимаете съ краю
   одинъ кубикъ, ставите его на противоположный край—у васъ кресло; еще
   съ боку сняли кубикъ и положили подлѣ перваго снятаго—днванъ, который,
   если вы только раздвинете кубики на срединѣ, превратится въ два стула. И
   такъ одну изъ другой, не уничтожая прежней, вы складываете множество
   разнообразныхъ фигуръ. Лишь только кончаетъ ребенокъ свою постройку,
   его снрашиваютъ, къ чему служить сдѣланный имъ предметъ, и разсказы­
   ваютъ что нибудь подходящее къ этому.
        При занятіяхъ изящными формами слѣдуютъ тѣмъ же правиламъ, т. е.
   не разрушаютъ прежней фигуры, для того чтобы построить новую, а только
   ее преобразовываютъ, развивая одну форму изъ другой. Отличаются эти
   изящныя формы тѣмъ, что фигуры, которыя при этомъ дѣлаетъ ребенокъ,
   не папоминаютъ ничего изъ жизни, тутъ главная цѣль дать понятіе ребенку
   о законѣ симметріи, такъ напримѣръ, не разстраивая, что уже сдѣлано, пе­
   редвигаютъ только крайніе кубики, и у васъ выходятъ все новыя и новыя
   формы; при этомъ цѣльность фигуры нисколько не страдаетъ, а остается все
   таже изящная форма. Тутъ дѣтей между прочимъ наводятъ на мысль,            что
   у каждаго изъ нихъ однѣ и тѣже части:       одна голова,  одинъ носъ,   одинъ
   ротъ, руки, ноги и все­таки каждый изъ нихъ не похожъ на другаго, хотя
   въ своемъ родѣ каждый представляетъ нѣчто цѣлое, особое.
         При упражненіи въ математическихъ формахъ наставница учитъ счету
    по кубикамъ, припѣвая и такія математическія пѣсенки:
                   Вотъ на ручкѣ пальцы есть,
                   Намъ ихъ надо перечесть:
                   Разъ, два, три, четыре, пять
                   Всего можно сосчитать.
                   Два ушли, осталось? три,
                   А теперь сколько? смотри—
                                             (три пальца спрятать, два поднять)!
                   Чтобъ получить намъ снова пять,
                   Сколько нужно къ нимъ придать? «Три»
                   Ручка съ пальцами на ней,
                   Вотъ забава для дѣтей!»
   («Руководство къ дѣтскпмъ садамъ» Дараганъ, стр. 33­я).
         Четвертый даръ. Занятія плитками даютъ дитяти позже кубиковъ. Прежде
   всего ребенокъ начинаегъ сравнивать ихъ съ кубиками, находитъ сходство и
   разницу. Постройки изъ этихъ кирпичиковъ или плитокъ можно еще болѣе
   разнообразить, такъ какъ ихъ форма ближе напоминаетъ ребенку дѣйстви­
   тельный предметъ Условія построекъ и при этомъ разговоры съ дѣтьми тѣже
   самыя. Тутъ также заставляютъ ребенка выдѣлывать трехъ родовъ формы:
    жизненныя, изящныя, математическія. Въ послѣднихъ гораздо дальше идутъ
    со счетомъ. Такъ въ поряДкѣ одинъ за другимъ въ учебникахъ изложены всѣ
    дары Фребеля и его ручныя работы; къ нимъ приложено множество рисун­
    ковъ для выполненія работъ. Вы можете занимать ребенка два мѣсяца ку­
    биками, потомъ столько же кирпичиками, или плитками 4­го дара, потомъ
    изучать съ нимъ слѣдующіе дары, или приняться за плетеніе, или совершен­
   ствовать дитя въ одномъ и томъ же направленш одною работою. Вамъ сданъ
    на руки богатый матеріалъ для занятій; распоряжайтесь имъ по вашему
    усмотрѣнію. Вотъ тутъ­то и представляется .опасность или притупить ре­
   320   321   322   323   324   325   326   327   328   329   330