Page 321 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 321

— 305 —

   такъ же заразительно, такъ же сильно и быстро овладѣваетъ душою и всѣми
   помыслами человѣка, какъ и всякая другая порочная страсть: не мало при­
   мѣровъ того, какъ дѣти, исключительно руководимые честолюбіемъ, губили
   ради него здоровье и силы непосильнымъ трудомъ. Конечно, маленькому ре­
   бенку недоступны высшія цѣли, его нельзя воспитать безъ всякаго поощренія,
   безъ похвалы за хорошо выполненную обязанность, за хорошій поступокъ, и
   мы хотимъ только поставить на видъ воспитателю, чтобы онъ въ своихъ
   поощреніяхъ и при возбужденіи соревнованія руководился твердо­опредѣлен­
   нымъ принципомъ никогда не захваливать, не ставить на пьедесталъ, не воз­
   величивать одного на счетъ другаго. Ребенокъ быстрѣе и талантливее всѣхъ
   выполняетъ работу, —отчего не похвалить его, но не давайте ему понять, что
   его работа самая лучшая и при этомъ укажите ему, если только къ этому
   представится случай, какъ такому­то товарищу его было трудно исполнить ее,
   и какъ онъ усидчиво поработалъ надъ нею.
        Воспитаніе съ ранняго дѣтства въ обществѣ товарищей имѣетъ такое
   преимущество передъ одиночнымъ, изолированнымъ воспитаніемъ, что всѣ его
   недостатки рельефно выступаютъ съ першхъ же лѣтъ поступленія ребенка
   въ школу. Нечего и говорить о томъ, что общественное воспитаніе можетъ
   быть цѣнно лишь въ такомъ случаѣ, если оно пробуждаетъ въ ребенкѣ сим­
   патію, участіе и интересъ къ товарищу, сближаетъ дѣтей между собою,
   однимъ словомъ расширяетъ кругъ ихъ человѣческихъ привязанностей.
        Въ хорошо намъ знакомой и въ высшей степени порядочной семьѣ
   былъ только одинъ сынъ. Его воспитывали съ большою любовью и здравымъ
   смысломъ. Но болезненность ребенка заставляла родителей разъѣзжать съ
   съ нимъ изъ' одного южнаго города въ другой и вынудила наконецъ посе­
   литься за границей. Мальчикъ могъ воспитываться только въ семьѣ и рѣдко
   пмѣлъ возможность имѣть товарища, да и то періодически, случайно и не­
   надолго. Когда онъ окрѣпъ, его привезли въ Россію и въ 15 л. отдали въ
   гимназію, въ одинъ изъ среднихъ классовъ, гдѣ мальчики, по яамѣчанію
   педагоговъ,  обыкновенно бываютъ болѣе чѣмъ когда нпбудь шумливы и
   шаловливы. Черезъ нѣсколько мѣсяцевъ по вступленіи,         мальчикъ видимо
   загрустилъ и сталъ быстро худѣть и хилѣть. Родители уже думали, что къ
   нему возвращается прежняя болѣзнь, но когда однажды отецъ сталъ раз­
   спрашявать его о товарищахъ, онъ рыдая сознался, что не любитъ ихъ, и
   съ мукою въ сердцѣ сталъ передавать свое, какъ онъ самъ выразился „по­
   зорное положеніе въ гимназіи". Онъ говорилъ, что товарищи, безъ всякаго
   повода съ его стороны, издѣваются надъ нимъ, передразниваютъ его, изпод­
   тишка пиШутъ мѣломъ разныя глупости на его спинѣ, пришпиливаютъ въ
   классѣ къ его платью различныя бумажки на потѣху другимъ, подставляютъ
   ногу, чтобы онъ споткнулся... и т. п. Все это они дѣлаютъ потому, что
   онъ мѣшковатъ, неловокъ и до сихъ поръ считается новичкомъ... „Но вѣдь
   это такъ гадко и несправедливо", говорилъ онъ обливаясь слезами, „развѣ я
   виноватъ, что неловокъ? За что меня казнятъ и ненавидятъ? Я совсѣмъ ото­
   двинулся отъ всѣхъ, я ни съ кѣмъ не разговариваю, ни къ кому не под­
   хожу, ни одной минуты не остаюсь долѣе чѣмъ нужно въ классѣ... Я изму­
   чился... Я не могу, не могу болѣе оставаться въ гимназіи"...
        Отцу не нужно было провѣрять слова сына, —онъ зналъ, что они вполнѣ
   правдивы.
        „Но вѣдь чѣмъ болѣе ты будешь удаляться отъ товарищей", отвѣчалъ
   отецъ, „тѣмъ болѣе они будутъ надъ тобой изощряться въ шалостяхъ... Ты
   обвиняешь товарищей въ несправедливости, но ты гораздо болѣе несправед­
                                                                       •.•.•.•. 20202020
   316   317   318   319   320   321   322   323   324   325   326