Page 317 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 317

— 301 —

   ведливо раздѣлила орѣхи: никому ни больше, ни меньше, никто' не обиженъ.
   У тебя поровну пальцевъ: 5­ть на правой и 5­ть на лѣвой рукѣ, тоже на
   правой и лѣвой ногѣ. Ва этой комнатѣ у одной стѣны 4 стула, а у другой?
   Съ обѣихъ сторонъ по ровному­ли количеству стульевъ. У звѣрей одинаковое­
   ли количество ногъ? У кошки четыре ноги, а у собаки сколько? А пальцевъ
   у всѣхъ ли поровну? Разсмотри ноги у кошки? Сколько у нея пальцевъ?
   А сколько ногъ? На каждой ли ногѣ одинаковое число пальцевъ? Что у насъ
   на пальцахъ, что у кошки? Вездѣ ли одинаковое число ногтей? На перед­
   нихъ или на заднихъ ногахъ меньше ногтей?
        Вонъ у бабушки на правой рукѣ одинъ палецъ завязанъ. Сколько же
   у нея здоровыхъ пальцевъ? У разнощика съ одной стороны лотка четыре
   корзины съ ягодами, а съ другой столько? Сколько у него всѣхъ корзинъ?
   Ты, вероятно, помнишь, что я вчера тебѣ дала три апельсина, а сегодня
   бери четыре. Сколько­же ты получила отъ меня апельсиновъ? Сколько дней я
   уже даю тебѣ апельсины и по скольку? Утромъ ты съѣла три маленькихъ
   кренделя, а за вечернимъ чаемъ четыре; сколько всего кренделей ты съѣла
   за сегодняшній день и сколько ихъ было прежде въ сухарницѣ, если еще и
   теперь тамъ лежитъ одинъ крендель? Вотъ три стула; посади на нихъ твои
   двѣ куклы. Ты каждую посадила на одинъ стулъ, сколько осталось стульевъ
   пустыхъ? Вотъ тебѣ 8­мь пряниковъ, отдай изъ нихъ семь нянѣ, сколько у
   тебя­ Останется? Насъ за завтракомъ сидитъ четыре человѣка, а яицъ подано
   8­мь штукъ; какъ ты раздѣлишь ихъ между всѣыи, чтобы никого не обидѣть?
   Что значить раздать, чтобы никого не обидѣть?
        Для 3­хъ, 4­хъ лѣтнихъ дѣтей Фребель даетъ второй даръ. Онъ с'остоитъ
   изъ шара, куба и цилиндра. Фребель беретъ именно эти три тѣла, такъ какъ
   они представляютъ самыя простѣйшія формы, т. е. такія, которыя лежатъ въ
   основѣ всего окружающаго. На 3­мъ—4­мъ году ребенокъ уже больше оста­
   навливается на разныхъ явленіяхъ, можетъ кое­что и сравнить. Вотъ Фре­
   бель ему и показываетъ два совершенно противоположныхъ тѣла: шаръ и
   кубъ, а для сравненія цилиндръ, какъ тѣло, занимающее средину между
   кубомъ и шаромъ. На эти формы въ руководствахъ по системѣ Фребеля при­
   ведены различныя упражненія. Во первыхъ нѣкоторыя игры съ шерстяными
   мячиками переносятъ и на деревянный шаръ; заставляютъ ребенка найти
   разницу и сходство между мячикомъ и деревяннымъ шаромъ, а далѣе срав­
   ниваюсь шаръ съ кубомъ и цилиндромъ, указывая въ нихъ стороны, углы,
   ребра. Послѣ того поочередно крутятъ на снуркѣ всѣ три тѣла: тутъ ребе­
   нокъ еще болѣе утверждается въ мысли, что шаръ тѣло неизмѣняемое, между
   тѣмъ какъ кубъ и цилиндръ при разныхъ родахъ движенія принимаютъ
   совсѣмъ другую форму. Если, напримѣръ, вертѣть кубъ, прикрѣпивъ снурокъ
   къ самой серединѣ одной изъ плоскостей, то при быстрыхъ оборотахъ ребра
   сглаживаются и является цилиндръ. При этомъ указываюсь и на нѣкоторые
   физическіе законы въ названныхъ тѣлахъ: на ихъ устойчивость, непрони­
   цаемость, и по этому случаю ноютъ, заставляя ребенка брать шаръ и кубъ
   въ руки:
              Если въ ручки шаръ возьмешь,          Если­жъ кубикъ въ руки взять,
              Кубу мѣита не найдешь,                 Вмѣстѣ шаръ нельзя держать.
        Чтобы ребенокъ лучше запомнилъ, сколько плоскостей въ каждомъ изъ
   этихъ тѣлъ, назначаютъ такія пѣсенки:
              Только видно одну часть,              Одну часть ты могъ видать,
              Куда­жъ кубикъ могъ пропасть?''       Спрятала рукой я пять!
              Отъ кубика моего                      Пока буду я держать,
              Видно только часть всего!             Ты тчіхонько ихъ погладь!
   312   313   314   315   316   317   318   319   320   321   322