Page 317 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 317
— 301 —
ведливо раздѣлила орѣхи: никому ни больше, ни меньше, никто' не обиженъ.
У тебя поровну пальцевъ: 5ть на правой и 5ть на лѣвой рукѣ, тоже на
правой и лѣвой ногѣ. Ва этой комнатѣ у одной стѣны 4 стула, а у другой?
Съ обѣихъ сторонъ по ровномули количеству стульевъ. У звѣрей одинаковое
ли количество ногъ? У кошки четыре ноги, а у собаки сколько? А пальцевъ
у всѣхъ ли поровну? Разсмотри ноги у кошки? Сколько у нея пальцевъ?
А сколько ногъ? На каждой ли ногѣ одинаковое число пальцевъ? Что у насъ
на пальцахъ, что у кошки? Вездѣ ли одинаковое число ногтей? На перед
нихъ или на заднихъ ногахъ меньше ногтей?
Вонъ у бабушки на правой рукѣ одинъ палецъ завязанъ. Сколько же
у нея здоровыхъ пальцевъ? У разнощика съ одной стороны лотка четыре
корзины съ ягодами, а съ другой столько? Сколько у него всѣхъ корзинъ?
Ты, вероятно, помнишь, что я вчера тебѣ дала три апельсина, а сегодня
бери четыре. Сколькоже ты получила отъ меня апельсиновъ? Сколько дней я
уже даю тебѣ апельсины и по скольку? Утромъ ты съѣла три маленькихъ
кренделя, а за вечернимъ чаемъ четыре; сколько всего кренделей ты съѣла
за сегодняшній день и сколько ихъ было прежде въ сухарницѣ, если еще и
теперь тамъ лежитъ одинъ крендель? Вотъ три стула; посади на нихъ твои
двѣ куклы. Ты каждую посадила на одинъ стулъ, сколько осталось стульевъ
пустыхъ? Вотъ тебѣ 8мь пряниковъ, отдай изъ нихъ семь нянѣ, сколько у
тебя Останется? Насъ за завтракомъ сидитъ четыре человѣка, а яицъ подано
8мь штукъ; какъ ты раздѣлишь ихъ между всѣыи, чтобы никого не обидѣть?
Что значить раздать, чтобы никого не обидѣть?
Для 3хъ, 4хъ лѣтнихъ дѣтей Фребель даетъ второй даръ. Онъ с'остоитъ
изъ шара, куба и цилиндра. Фребель беретъ именно эти три тѣла, такъ какъ
они представляютъ самыя простѣйшія формы, т. е. такія, которыя лежатъ въ
основѣ всего окружающаго. На 3мъ—4мъ году ребенокъ уже больше оста
навливается на разныхъ явленіяхъ, можетъ коечто и сравнить. Вотъ Фре
бель ему и показываетъ два совершенно противоположныхъ тѣла: шаръ и
кубъ, а для сравненія цилиндръ, какъ тѣло, занимающее средину между
кубомъ и шаромъ. На эти формы въ руководствахъ по системѣ Фребеля при
ведены различныя упражненія. Во первыхъ нѣкоторыя игры съ шерстяными
мячиками переносятъ и на деревянный шаръ; заставляютъ ребенка найти
разницу и сходство между мячикомъ и деревяннымъ шаромъ, а далѣе срав
ниваюсь шаръ съ кубомъ и цилиндромъ, указывая въ нихъ стороны, углы,
ребра. Послѣ того поочередно крутятъ на снуркѣ всѣ три тѣла: тутъ ребе
нокъ еще болѣе утверждается въ мысли, что шаръ тѣло неизмѣняемое, между
тѣмъ какъ кубъ и цилиндръ при разныхъ родахъ движенія принимаютъ
совсѣмъ другую форму. Если, напримѣръ, вертѣть кубъ, прикрѣпивъ снурокъ
къ самой серединѣ одной изъ плоскостей, то при быстрыхъ оборотахъ ребра
сглаживаются и является цилиндръ. При этомъ указываюсь и на нѣкоторые
физическіе законы въ названныхъ тѣлахъ: на ихъ устойчивость, непрони
цаемость, и по этому случаю ноютъ, заставляя ребенка брать шаръ и кубъ
въ руки:
Если въ ручки шаръ возьмешь, Еслижъ кубикъ въ руки взять,
Кубу мѣита не найдешь, Вмѣстѣ шаръ нельзя держать.
Чтобы ребенокъ лучше запомнилъ, сколько плоскостей въ каждомъ изъ
этихъ тѣлъ, назначаютъ такія пѣсенки:
Только видно одну часть, Одну часть ты могъ видать,
Кудажъ кубикъ могъ пропасть?'' Спрятала рукой я пять!
Отъ кубика моего Пока буду я держать,
Видно только часть всего! Ты тчіхонько ихъ погладь!