Page 318 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 318

— 302 —

             Смотрятъ на тебя                       А въ рукахъ у меня
             Двѣ сторонки твои,                    * Четыре мол!
                    («Руководство къ дѣтскимь садамь» Авны Дараганъ)
             Теперь двѣ уже видать                  На уголочкѣ я верчусь,
             Гдѣ­жъ четыре прінскать?               Когда въ пальчпкъ упрусь.
                    Поставивши кубъ на одну изъ плоскостей:
                               Я. какъ стану,—упрусь,
                               Стою твердо, не качнусь.
   («Практически руководитель къ употреблепію игръ Фребеля дома и въ школѣ». Я. Фоссъ).

        Мы уже не говорииъ о неправильности и безграмотности всѣхъ этимъ сти­
   ховъ, но по нашему * мнѣнію и вообще нелѣпо воспѣвать математическія
   истины и геѳметрическія фигуры; объяснять же ребенку непроницаемость и
   тому подобные физическіе законы нелѣпо, такъ какъ это черезчуръ прежде­
   временно.  Однако мысль дать ему понятіе о трехъ простѣйшихъ тѣлахъ
   очень хорошая и совершенно исполнимая съ 3, 4­лѣтними дѣтьми. Только
   упражненія, приводимыя во Фребелевскихъ руководствахъ, вялы, отвлеченны
   и безграмотны; тутъ нужно болѣе всего обратить вниманіе на сравненіе
   этихъ формъ съ формами окружающихъ предметовъ. Представлю несколько
   образцовъ своихъ упражневій; только напередъ замѣчу, во 1­хъ, что подоб­
   ными упражненіями сряду можно занимать 3­хъ, 4­хъ лѣтняго ребенка 5 и
   ужъ никакъ неболѣе 6—7 минутъ, потому что онѣ довольно сильно напря­
   гаютъ мозгъ дитяти, во 2­хъ, стараясь какъ можно болѣе оживить эти бе­
   сѣды, я все таки не даю ни пѣсней, ни стиховъ; цифра и форма какъ то
   не укладываются въ риѳму. Кромѣ того скажу, во избѣжаніе недоразумѣній:
   если мы вводимъ эти новыя занятія, это не значитъ, что на 4­мъ году жизни
   ребенка все живое, движущееся и прекрасное въ природѣ—должно сдѣлаться
   ему чуждымъ. Напротивъ. Прежнія наблюденія надъ природой и окружающей
   жизнію продолжаются въ томъ видѣ, какъ мы ихъ указали. Послѣ того ре­
   бенокъ сталъ старше лишь нѣсколькими мѣсяцами; кругозоръ его наблюденій
   такъ незначительно расширился,      что измѣнять приведенныя нами бесѣды
   придется развѣ очень немного: это съумѣетъ сдѣлать и неособенно опытная
   наставница.
        Приступаю къ своимъ упражненіямъ. Раскладываю на столѣ передъ
   ребенкомъ шаръ, кубъ и цилиндръ. — Ну­ка, Машутка, считай, сколько у
   насъ игрушекъ выпало изъ ящика? Напоминаютъ онѣ мячики?—Нѣтъ.
        — А мячики совсѣмъ одинаковые?—Они разныхъ цвѣтовъ: вонъ синій,
   красный. — Цвѣта ихъ разные; а сходны они чѣмъ­нибудь или нѣтъ? Они
   мягки, круглы, легки, всѣ сдѣланы изъ шерсти; когда бросишь ихъ на полъ,
   падаютъ не слышно,      тихо.  Всѣ они одной величины: и этотъ, и тотъ, и
   другой, и третій можешь обхватить своей ручкой; всѣми можно катать, всѣ
   можно бросать. Теперь взгляни­ка на эти вещи; хотя одна изъ нихъ по­
   хожа­ли на мячикъ?—Шаръ похожъ.
        — Чѣмъ­же? — Тотъ круглый и этотъ; тотъ можно покатить и этотъ,
   тотъ бросить на полъ и не разобьется и этотъ. —Ну не всегда: будешь шаръ
   много бросать на землю, да еще какъ ты это дѣлаешь, изо всей силы, онъ,
   пожалуй треснетъ и разломится.
        — Подумай теперь, какая разница между ними! Брось сначала мячикъ
   на полъ, а потомъ шарикъ. Ну что? Этотъ громко стукнулъ и покатился по
   полу, а тотъ ударилъ чуть слышно, и отпрыгнулъ опять мнѣ въ руки.—А
   отчего­бы это могло быть? — Не знаю. Возьми въ руки, пощупай. Шарикъ
   твердый, мячь мягкій. Отчего это? Да мячикъ изъ шерсти, и ты видѣла,
   313   314   315   316   317   318   319   320   321   322   323