Page 312 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 312

— 296 —


   дѣлать узлы, хорошо затянуть концы веревки или тесемки, все безпрестанно
   развязывается и падаетъ. Ребенокъ ежеминутно сердится, что ему ничего не­
   удается и бросаетъ вовсе играть. Между тѣмъ эта первая попытка примѣ­
   нить свои жизненныя силы и стремленія—очень важна. Нужно покупать ма­
   ленькія, простенькія тележки, въ которыхъ бы дѣти перевозиля игрушки,
   тачки и совочки для песку и т. п. На тесемкахъ, веревкахъ и тряпочкахъ
   учите ихъ завязывать и развязывать вещи: сшивать крупными стежками
   мѣшки, чтобы таскать въ нихъ камешки и палочки. Объясните, зачѣмъ въ
   началѣ такой работы нужно дѣлать узелокъ и какъ его дѣлать. Когда ре­
   бенокъ начинаете сдвигать съ мѣста стулья, укажите, какъ удобнѣе ему
   устроить изъ нихъ кибитку, съ какой стороны слѣдуетъ впречь лошадь, гдѣ
   лучше вообразить себѣ козлы. Надоѣло играть въ „дорогу", покажите, какъ
   еще ему можно было бы разнообразить игру съ тѣмн же предметами. Изъ
   табуретокъ можно устроить желѣзную дорогу; накройте сверху чѣмъ нибудь
   нѣсколько сдвинутыхъ стульевъ—выйдетъ лавка: ребенокъ воображаетъ себя
   продавцемъ. Стоитъ разъ, два, три указать это, и фантазія ребенка быстро
   разовьется: онъ самъ начнетъ многое придумывать. Онъ безъ умолку бол­
   таетъ: куда ѣдетъ, къ кому, какъ будетъ тамъ проводить время. А мы уже
   прежде указывали на то, какъ благодѣтельно дѣйствуетъ на ребенка его ве­
   селое расположеніе. Но еще разъ повторяю: всѣ удовольствія только тогда
   приносятъ пользу для его физическаго и умственнаго развитія, когда они
   непосредственно вытекаютъ изъ простыхъ игръ и занятій, къ которымъ самъ
   ребенокъ выказываетъ стремленіе въ извѣстный возрастъ.
        Тутъ еще не слѣдуетъ учить ни вырѣзанію, ни рисованію, ни другимъ
   Фребелевскимъ работамъ, но подготовка къ нимъ можетъ начаться уже въ
   этотъ возрастъ. Когда ребенку около трехъ лѣтъ, вы можете показать ему,
   какъ обводить карандашемъ или грифелемъ на аспидной доскѣ различные
   предметы. Дайте ему коробочку, стаканъ, листикъ, копѣйку, круглое кольцо,
   кубъ, цилиндръ, линейку и т. п. предметы, положите ихъ на листъ бѣлой
   бумаги и, придерживая рукой, заставьте ребенка обвести ихъ, то­есть сдѣ­
   лать контуръ то одного, то другаго предмета. Это необыкновенно занимаетъ
   ребенка, и онъ послѣ этого начинаетъ обводить свои и ваши руки, разувается,
   старается сдѣлать контуръ своихъ ногъ. Помните, что если вы сами прини­
   маете участіе въ какомъ нибудь дѣтскомъ занятій, оно и въ этомъ возрастѣ
   должно быть исполнено по возможности чисто и аккуратно. Мы не стоимъ
   за педантическую, нѣмецкую систему, при которой одними и тѣми же за­
   нятіями и мелочною придирчивостію можно опротивѣть дѣтямъ, но извѣстная
   аккуратность въ самыхъ первыхъ работшъ имѣетъ такое важное значеніе,
   что, намъ кажется, начинать это дѣло непремѣнно слѣдуетъ самой матери.
   Извѣстно, что переучивать чему нибудь гораздо труднѣе, чѣмъ выучивать, и
   пріучиться къ чему бы то ни было несравненно легче, тѣмъ отучиться, от­
   стать отъ разъ сдѣланной привычки. Поэтому мы совѣтуемъ матерямъ, когда
   дѣти начнутъ вышеназванныя занятія, сдѣлать имъ тетради и смотрѣть за
   чистотою и порядкомъ ихъ работъ. Это необходимо и во всѣхъ послѣдую­
   щихъ занятіяхъ, но затѣмъ дѣло пойдетъ само собою и безъ вашихъ напо­
   минаній. Когда черезъ нѣсколько времени вы даете дѣтямъ посмотрѣть ихъ
   тетради, они обыкновенно приходятъ въ восторгъ и потому, что у нихъ уже
   такъ много срисовано предметовъ, и потому, что они могутъ припоминать
   иногда до мельчайшихъ подробностей, при какихъ обстоятельствахъ происхо­
   дила работа, могутъ вести по этому случаю разговоръ, вспоминая самый пред­
   мета, надъ которымъ они трудились. При этомъ ловко, нисколько не оскор­
   307   308   309   310   311   312   313   314   315   316   317