Page 310 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 310

— 294 —

    саетъ снова и заставляете ловить ребенка. Вотъ, я бросила мячикъ вверхъ,
    онъ полетѣлъ вверхъ, а потомъ куда? тамъ и остался вверху? Нѣтъ, онъ
    полетѣлъ внизъ. Ну, будемъ теперь качать мячикъ—вотъ такъ: взадъ, впе­
    редъ—будто раскачиваютъ языкъ у колокола. Давай звонить, какъ звонятъ
    въ церкви.
                 Тили бомъ, тили бомъ                   Звонъ идетъ
                 Взадъ, впередъ                         На весь домъ.
         А видала, Маша, какъ летаютъ птицы? Расправимъ и мы крылья и бу­
    демъ съ тобой летать, какъ птицы. Вѣдь птицы машутъ крыльями, и мы
    будемъ махать руками. Теперь пусть нашъ мячикъ на снуркѣ летаетъ, кру­
    жится, какъ птица.
                   Пошелъ кружиться               Летитъ какъ птица
                   Нашъ мячъ кольцомъ,            Кругомъ, кругомъ.
         Подобныя упражненія слѣдуетъ вести съ ребенкомъ трехъ, четырехъ
    лѣтъ не болѣе 2— 3 минутъ сряду впродолженіи дня, при томъ живо, весело,
    безъ всякаго принужденія: соединенныя съ игрою и бѣготнею, прерываемыя
   живыми пѣсенками, поговорками и присказками, онѣ даютъ ребенку возмож­
    ность привести въ порядокъ и усвоить общія понятія о мѣстѣ и движеніи.
   А хорошо усвоить эти понятія необходимо: безъ нихъ невозможно дѣлать и
    пранильныхъ наблюденій.
         Игры въ мячъ могутъ быть чрезвычайно разнообразны. Въ этомъ воз­
   растѣ уже можно также начинать и упражненія глазъ и рукъ; ловить, бить
   въ цѣль, напр.: сшибая со стола другіе мячики, или на полу кегли. Что ка­
   сается того, чтобы по разноцвѣтнымъ мячикамъ знакомить съ цвѣтами, то
   для этой цѣли можно прибрать очень много разнообразныхъ упражненій. Сна­
   чала вы знакомите съ основными цвѣтами: съ краснымъ, желтымъ и синимъ,
   потомъ съ другими цвѣтами радуги. Послѣ можно дать мячикъ, уже вышитый
   сразу нѣсколькими цвѣтами. „Гдѣ тутъ красный цвѣтъ". Покажи, на комъ
   изъ насъ красное платье? А что тутъ въ комнатѣ еще краснаго цвѣта? Если
   уколоть палецъ, что тогда будетъ? Кровь идетъ. „Какого она цвѣта? А ваши
   губы какого цвѣта? Покажи на тѣхъ изъ насъ, у кого одѣто что­нибудь
   красное. Принеси мнѣ красный цвѣтокъ.       Не знаетъ ли кто названіе какого
   нибудь краснаго цвѣтка?" Махровый красный макъ, красный розанъ. „Не
   знаетъ ли кто краснаго насѣкомаго?" Божья коровка. Пойдемъ ее поищемъ.
   На божьей коровкѣ развѣ такое же ярко­красное платьице, какъ .твоя крас­
   ная кумачовая рубашка?" Нѣтъ, она темно­красная и по ней все черныя
   точки. А головка и ножки ея тоже темно­ красныя? „Нѣтъ, онѣ совсѣмъ чер­
   ныя,' блестащія—точно мои лакированные сапожки." — „Какого цвѣта ея кры­
   лышки? Смотри, какъ она медленно ползетъ... Ну, порхъ, полетѣла!"
         „Что у насъ въ комнатѣ зеленаго? Отыщи зеленое на нашихъ платьяхъ,
   шарфахъ, шляпахъ. Что ты видишь зеленаго на улицѣ, на дворѣ, въ полѣ?
   Какой цвѣтъ ты чаще встрѣчаешь, когда гуляешь?"
        Тѣ же вопросы можно задать и по поводу голубаго цвѣта. Отыщи го­
   лубой цвѣтъ въ домѣ, на насъ, въ саду, въ полѣ, въ цвѣтахъ. Постепенно
   наводите ребенка на мысль, что во время хорошей погоды небо бываетъ
   голубое.
        Желтый цвѣтъ. Послѣ того, когда ребенокъ назвалъ все, что на дру­
   гихъ одѣто желтаго, что онъ видитъ и знаетъ желтаго кругомъ себя въ цвѣ­
   тахъ, птицахъ, насѣкомыхъ, можно всегда придумать еще что нибудь, даже
   какой нибудь маленькіЁ разсказикъ, который могъ бы еще рельефнѣе запе­
   чатлѣть въ его умѣ понятіе о желтомъ цвѣтѣ, но разумѣется, все сказанное
   305   306   307   308   309   310   311   312   313   314   315