Page 311 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 311

— 295 —

   должно быть кстати. —„Что мы ѣли сегодня?" Утрожъ съ чаемъ мы ѣли
   булку съ масломъ, а масло желтаго цвѣта. „Кто изъ васъ знаетъ хоро­
   шенькую, желтую птичку?" Я... я знаю... у меня была канарейка. Это со­
   всѣмъ желтенькая птичка. Какъ она славно пѣла! Начнетъ тикъ... тикъ...
   такъ и зальется. Особенно, когда заговорятъ, она точно хочетъ всѣхъ пере­
   бить и такъ часто зачирикаетъ, такъ звонко, звонко запоетъ. Я все сыпала
   ей гладенькія, блестящія льняныя сѣмячки, каждый день мѣняла свѣжую воду
   въ ея крошечной чашечкѣ и всегда клала кусочекъ сахару,— она такъ лю­
   била сахаръ!" А кто мнѣ назоветъ какой нибудь желтый цвѣтокъ? „Лютикъ,
   курослѣпъ, одуванчикъ, желтая лилія"... А я знаю, когда больше всего бы­
   ваете желтыхъ листьевъ... Осенью, когда становится холоднѣе, тогда вѣтеръ
   по временамъ такой рѣзкій, что пронизываетъ точно насквозь, то и дѣло
   идетъ дождь, на двррѣ стоитъ слякоть и грязь, тогда листики на деревьяхъ
   желтѣютъ, падаютъ и покрываютъ землю... Трава тоже вянетъ и желтѣетъ...
   Ахъ, какъ тогда много желтаго цвѣта! „А какія деревья сохраняютъ и
   осенью, и зимою зеленый цвѣтъ?"
         Объяснивъ такимъ образомъ одинъ цвѣтъ за другимъ, вы заставляете
   ребенка прибирать сходныя цвѣта и въ другихъ предметахъ. Ребёнокъ на­
   рѣзываетъ кусочки разной бумаги и раскладываетъ ее по цвѣтамъ въ от­
   дѣльныя кучки; кучку бумаги извѣстнаго цвѣта онъ кладетъ къ мячику того
   же цвѣта. Тоже дѣлаетъ ребёнокъ съ крупнымъ бисеромъ, моточками шерсти,
   катушками. Приношу ему съ поля цвѣтовъ и зелени. Вотъ это незабудка:
   къ какому мячику, къ какой кучкѣ ты ее положишь? А василекъ куда? Розу,
   махровый макъ? Фіалку, лютикъ куда? Пойдетъ­ли куда нибудь эта травка?
   листикъ, крапива? Георгинъ? Лилія? Какого цвѣта на мнѣ платье? Какого
   на тебѣ? Какого цвѣта стѣны, потолокъ? Какой цвѣтъ ты всего чаще встрѣ­
   чаешь въ саду? Какого цвѣта крыша, домъ? Теперь побѣжимъ въ садъ, сама
   отыщи и нарви всѣхъ этихъ цвѣтковъ.
        Что же ты никакъ не можешь найти незабудки?.. Забыла, какая она?
                          «Я видѣла въ полѣ цвѣточекь весной:
                          Зеленая ножка, глазокъ голубой...»
        А... помню, помню... вотъ этотъ цвѣточекъ... незабудкой называютъ?.. да?
         Въ саду, на дворѣ, при случаѣ мы можемъ увидѣть и радугу. Ребёнокъ
   тутъ опять подмѣтитъ всѣ знакомые цвѣта. Пойдемъ домой: я тебѣ склею
   такую радугу изъ разноцвѣтной бумаги. Спросятъ: если для этихъ упраж­
   ній нужны цвѣты и радуга, то какъ сдѣлать, чтобы они во всякое время
   явились къ услугамъ? Но читатели поймутъ, что. я только указываю на ма­
   теріалъ и пріемы объяснений; одной и той же цѣли можно достигнуть раз­
   ными средствами. Радугу, напримѣръ, можно произвести и искуственно въ
   солнечный день съ помощію призмы; наконецъ всякая обстановка даетъ свой
   особый матеріалъ.
        Механическими занятіями дѣтей въ этомъ періодѣ должны быть такія,
   гдѣ больше всего можно сдѣлать перемѣщенія въ предметахъ и при которыхъ
   ребёнокъ оставался бы на одномъ и томъ же мѣстѣ не болѣе 15­ти минутъ.
   Такой совѣтъ не вымыселъ личной фантазіи, а вытекаетъ изъ нашего дол­
   гаго наблюденія надъ очень многими дѣтьми. Приблизительно съ 2­хъ и до
   4­хъ­лѣтняго возраста всѣ дѣти стараются все сдвинуть съ мѣста. Если
   стулья разставлены у стѣнъ, они непремѣнно сдвинутъ ихъ на средину и
   наоборотъ. Всѣ свои игрушки они безпрестанно перекладывают изъ одного
   угла въ другой, прячутъ все въ мѣшки, таскаютъ по полу и т. п. Мѣшки
   и игрушки каждую секунду перевязываютъ, такъ какъ при ихъ неумѣніи
   306   307   308   309   310   311   312   313   314   315   316