Page 311 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 311
— 295 —
должно быть кстати. —„Что мы ѣли сегодня?" Утрожъ съ чаемъ мы ѣли
булку съ масломъ, а масло желтаго цвѣта. „Кто изъ васъ знаетъ хоро
шенькую, желтую птичку?" Я... я знаю... у меня была канарейка. Это со
всѣмъ желтенькая птичка. Какъ она славно пѣла! Начнетъ тикъ... тикъ...
такъ и зальется. Особенно, когда заговорятъ, она точно хочетъ всѣхъ пере
бить и такъ часто зачирикаетъ, такъ звонко, звонко запоетъ. Я все сыпала
ей гладенькія, блестящія льняныя сѣмячки, каждый день мѣняла свѣжую воду
въ ея крошечной чашечкѣ и всегда клала кусочекъ сахару,— она такъ лю
била сахаръ!" А кто мнѣ назоветъ какой нибудь желтый цвѣтокъ? „Лютикъ,
курослѣпъ, одуванчикъ, желтая лилія"... А я знаю, когда больше всего бы
ваете желтыхъ листьевъ... Осенью, когда становится холоднѣе, тогда вѣтеръ
по временамъ такой рѣзкій, что пронизываетъ точно насквозь, то и дѣло
идетъ дождь, на двррѣ стоитъ слякоть и грязь, тогда листики на деревьяхъ
желтѣютъ, падаютъ и покрываютъ землю... Трава тоже вянетъ и желтѣетъ...
Ахъ, какъ тогда много желтаго цвѣта! „А какія деревья сохраняютъ и
осенью, и зимою зеленый цвѣтъ?"
Объяснивъ такимъ образомъ одинъ цвѣтъ за другимъ, вы заставляете
ребенка прибирать сходныя цвѣта и въ другихъ предметахъ. Ребёнокъ на
рѣзываетъ кусочки разной бумаги и раскладываетъ ее по цвѣтамъ въ от
дѣльныя кучки; кучку бумаги извѣстнаго цвѣта онъ кладетъ къ мячику того
же цвѣта. Тоже дѣлаетъ ребёнокъ съ крупнымъ бисеромъ, моточками шерсти,
катушками. Приношу ему съ поля цвѣтовъ и зелени. Вотъ это незабудка:
къ какому мячику, къ какой кучкѣ ты ее положишь? А василекъ куда? Розу,
махровый макъ? Фіалку, лютикъ куда? Пойдетъли куда нибудь эта травка?
листикъ, крапива? Георгинъ? Лилія? Какого цвѣта на мнѣ платье? Какого
на тебѣ? Какого цвѣта стѣны, потолокъ? Какой цвѣтъ ты всего чаще встрѣ
чаешь въ саду? Какого цвѣта крыша, домъ? Теперь побѣжимъ въ садъ, сама
отыщи и нарви всѣхъ этихъ цвѣтковъ.
Что же ты никакъ не можешь найти незабудки?.. Забыла, какая она?
«Я видѣла въ полѣ цвѣточекь весной:
Зеленая ножка, глазокъ голубой...»
А... помню, помню... вотъ этотъ цвѣточекъ... незабудкой называютъ?.. да?
Въ саду, на дворѣ, при случаѣ мы можемъ увидѣть и радугу. Ребёнокъ
тутъ опять подмѣтитъ всѣ знакомые цвѣта. Пойдемъ домой: я тебѣ склею
такую радугу изъ разноцвѣтной бумаги. Спросятъ: если для этихъ упраж
ній нужны цвѣты и радуга, то какъ сдѣлать, чтобы они во всякое время
явились къ услугамъ? Но читатели поймутъ, что. я только указываю на ма
теріалъ и пріемы объяснений; одной и той же цѣли можно достигнуть раз
ными средствами. Радугу, напримѣръ, можно произвести и искуственно въ
солнечный день съ помощію призмы; наконецъ всякая обстановка даетъ свой
особый матеріалъ.
Механическими занятіями дѣтей въ этомъ періодѣ должны быть такія,
гдѣ больше всего можно сдѣлать перемѣщенія въ предметахъ и при которыхъ
ребёнокъ оставался бы на одномъ и томъ же мѣстѣ не болѣе 15ти минутъ.
Такой совѣтъ не вымыселъ личной фантазіи, а вытекаетъ изъ нашего дол
гаго наблюденія надъ очень многими дѣтьми. Приблизительно съ 2хъ и до
4хълѣтняго возраста всѣ дѣти стараются все сдвинуть съ мѣста. Если
стулья разставлены у стѣнъ, они непремѣнно сдвинутъ ихъ на средину и
наоборотъ. Всѣ свои игрушки они безпрестанно перекладывают изъ одного
угла въ другой, прячутъ все въ мѣшки, таскаютъ по полу и т. п. Мѣшки
и игрушки каждую секунду перевязываютъ, такъ какъ при ихъ неумѣніи