Page 326 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 326

— 310 —

   бенка избыткомъ механизма, или набить голову дѣтей отрывочными, безсвяз­
   ными свѣдѣніями. Ребенка заставляютъ выстроить сперва ящикъ, потомъ ка­
   кую нибудь римскую тріумфальную арку. Зачѣмъ выбираютъ тѣ или другіе
   предметы? Другой цѣли, кромѣ ознакомленія съ частями куба, тутъ невидно.
   Ребенокъ строитъ водопроводы, тунели, арки, которые рѣдко кто изъ нихъ
   видѣлъ, слѣдовательно, онъ не знакомится даже съ простѣйшими формами
   окружающихъ тѣлъ. Между тѣмъ сравнивать и различать простѣйшія формы
   тѣлъ очень полезно; тутъ изощряется наблюдательность ребенка, развивается
   его творческая способность. Но вѣдь съ формою нераздѣльно связано и из­
   вѣстное содержаніе. Является вопросъ, чѣмъ вы наполните вашу бесѣду при
   указаніи той или другой формы.
        Отъ унебниковъ, пожалуй, нельзя и требовать, чтобы они указывали всѣ
   пріемы, какъ вести дѣло. Чувствуя, что недостаточно ознакомиться съ сис­
   темою Фребеля по учебнику, наши воспитательницы ѣдутъ учиться за гра­
   ницу. Въ швейцарскихъ дѣтскихъ садахъ онѣ, напримѣръ, видятъ, какъ
   дѣти маршируютъ, напѣвая воинственную пѣсенку. Не разбирая того, что
   пѣсня эта или игра является выраженіемъ національнаго чувства, онѣ цѣли­
   комъ переносятъ ее въ свой дѣтскій садъ, устроенный въ Россіи, и вну­
   шаютъ дѣтямъ одинъ дикій, воинственный азартъ. — Въ Германіи воспита­
   тельницы требуютъ отъ дѣтей особенной признательности, полнаго подчине­
   нія и поклоненія своему патріархальному, семейному авторитету, и это на­
   лравленіе, какъ и первое, отражается въ бесѣдахъ съ дѣтьми. Перенимая
   все безъ разбора, наши воспитательницы угощаютъ и русскихъ дѣтей при­
   торными описаніями семейныхъ чувствъ, только и толкуютъ, что о благости
   доброй мамаши и о заботливости милаго папаши. Любопытно знать, какъ
   подѣйствуетъ это на тѣхъ изъ нашихъ дѣтей, которыя совершенно сданы на
   руки гувернаиткѣ или нянѣ, видятъ, чтр мать занята только гостями, порт­
   нихами и выѣздами? Но будь мать и внимательна къ дѣтямъ, развѣ можно
   кстати и не кстати болтать о любви къ родителямъ, которая чѣмъ искреннѣе,
   тѣмъ стыдливѣе. По крайней мѣрѣ эта болтливость о нѣжныхъ чувствахъ
   совсѣмъ не въ русскомъ духѣ. Вмѣсто сентиментальныхъ изліяній, которыми
   сопровождаются механическія занятія по системѣ Фребеля, слѣдовало бы ука­
   зывать на предметы, которые сами собой возбуждаютъ извѣстное чувство.
   Бесѣды, которыя ведутъ при этомъ, должны быть связны: т, е. въ нихъ
   строго слѣдуетъ держаться правила избѣгать скачковъ отъ кресла къ аркѣ,
   отъ бабушки къ будочнику.
        Въ настоящей главѣ мы укажемъ, какъ съ ребенкомъ послѣ 4­хъ лѣтъ
   слѣдуетъ вести эти занятія.
        Нашей дѣвочкѣ Машѣ идетъ уже 5­й годъ. Зима. 10­ть часовъ утра.
        — Вотъ тебѣ коробка съ новыми игрушками,—сколько игръ можно съ
   ними переиграть! Сколько вещей изъ нихъ сдѣлать! Каждый день можно при­
   думывать все новыя!—А, да это кубики! кричитъ она, когда мать выложила
   передъ ней все то, что было въ ящикѣ. —Гдѣ же ты ихъ прежде видала?—
   Такой же кубикъ, только больше, лежитъ въ длинномъ ящикѣ вмѣстѣ съ
   шаромъ и цилиндромъ. Такъ какъ вы до сихъ поръ своими бесѣдами наво­
   дили вашего ребенка на разныя наблюденія, заставляли его находить сход­
   ство и различіе въ разныхъ предметахъ, то и теперь онъ каждый разъ, при
   встрѣчѣ съ новымъ предметомъ, самъ это дѣлаетъ безъ вашихъ вопросовъ.
   Если ребенокъ прежде былъ въ другихъ рукахъ, и вы только послѣ 4­хъ
   лѣтъ начинаете съ нимъ заниматься, вы должны навести его на тѣ разсу­
   жденія, которыя теперь сами собой приходятъ въ голову нашей дѣвочкѣ.
   321   322   323   324   325   326   327   328   329   330   331