Page 302 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 302

— 286 —

             Вода текучая,                          Съ тебя худоба.
             Дитя растучее,                         Вода книзу,
             Съ гуся вода,                          А дитя кверху.
        Когда дитя начинаетъ уже становиться на ножки, мать поддерашвая его,
   припѣваетъ:
             Дыбокъ, дыбокъ,                        Дыбокъ, дыбокъ,
             Завтра годокъ!                         Цѣлый тодокъ!
        Всѣ эти мышечныя игры, сопровождаемом пѣсенками, веселыми при­
   баутками и забавами съ малюткою, не только укрѣпляютъ его мускулы, но
   доставляютъ ему необыкновенную радость, оживляютъ его организмъ, кладутъ
   основу бодрому расположенію духа. Ребепокъ, котораго занимаютъ такимъ
   образомъ, еще не умѣя произнести ни слова, уже со сыѣхомъ и блестящими
   отъ удовольствія глазками, хватаетъ и свои, и ваши руки, перебираетъ паль­
   цы, хлопаетъ въ ладоши, показываетъ на стѣну ручкой, чтобы вы ему на­
   вели зеркало. Такія дѣти бываютъ всегда игривы и веселы, а слѣдовательно
   здоровѣе и счастлнвѣе тѣхъ, матери которыхъ хотя и выполняютъ всѣ свои
   обязанности, но угрюмо молчатъ и уже съ ранняго дѣтства подготовляютъ
   меланхолическихъ субъектовъ.
        Когда ребенокъ начинаетъ ходить и порядочно болтать, не надо прене­
   брегать и обыкновенными игрушками, только нужно имѣть педагогическій
   тактъи чутье, понимать, что съ пользою можетъ занять его, и умѣть ими пользо­
   ваться. Мнѣ приходилось имѣть дѣло съ разными дѣтьми, и для очень многихъ
   изъ нихъ доставляютъ величайшее удовольствіе игрушки, напоминающія тѣхъ
   животныхъ, которыхъ они видѣли въ комнатѣ или на дворѣ; имъ пріятно и
   поиграть съ простой куколкой, одѣть, раздѣть, уложить ее въ постельку и
   проч. Укажите имъ тутъ нѣсколько игръ, они тотчасъ переймутъ ихъ, сперва
   станутъ измѣнять ихъ на разные лады, потомъ придумывать и свои игры.
   Но игрушки эти должны быть совсѣмъ простыя, съ которыми ребенокъ могъ
   бы дѣлать, что ему вздумается.     Тутъ для 2­хъ или 3­хъ­лѣтняго ребенка
   найдется много поучительнаго. Возьмемъ въ примѣръ хотя игру съ куклой.
   Ребенокъ раздѣлъ ее, уложилъ спать, а вы, какъ и надъ нимъ, запоете надъ
   его лежащей на подушкѣ куколкой, русскую пѣсенку:
             Баю, баюшки, баю,                      Садились на намотку;
             Баю милую дитю,                        Они стали гурковать,
             Ты спи почивай                         Мою куколку качать,
             Глазъ своихъ не раскрывай.             Прибаюкивать:
             Сонъ да дрема                          Спи, куколка, засни,
             Вдоль но улицѣ прошла,                 Угомонъ тебя возьми!
             Къ моей куколкѣ зашла,                 Лучше выспишься,
             Подъ головку спать легла.              Не куражишься,
             Баюшки баю,                             Пойдешь въ садъ—разгуляешься
             Баю дѣточку мою,                       Да и съ нянюшками,
              Прилетѣли гулюшки,                    Да и съ мамушками.
        Или:
              Гулюшки, гули,                         Моя куколка бай спить,
              Сѣли на ворота.                       Баю, баиньки, баю,
              Воротушки скрыиъ, скрынь.              Баю милую дитю.
         Серьезнѣе, чѣмъ когда вы пѣли надъ нимъ, онъ начинаетъ вслушиваться
   въ слова и въ голосъ, подражать пѣснѣ. Ему такъ нравится пѣть надъ ку­
   колкой, укладывая ее, что онъ станетъ васъ просить спѣть ему ту же пѣ­
   сенку, когда самъ будетъ ложиться спать. Это не капризъ, ему просто хо­
   чется тверже заучить пѣсню, но заставлять ее заучивать, повторяя за вами
   слова, не слѣдуетъ: если ребенокъ не вымуштрованъ, то никогда не станетъ
   этого дѣлать, какъ не любитъ дѣлать что нибудь искусственное. Ему нужно
   297   298   299   300   301   302   303   304   305   306   307