Page 303 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 303

— 287 —

    поставить себя въ то положеніе, при которомъ въ дѣйствительности поется
    пѣсня, тогда онъ не устанетъ учить ее.
         Мысль Фребеля напѣвать дѣтямъ пѣсни съ колыбели и заставлять ихъ
    самихъ пѣть—въ высшей степени прекрасная и разумная. Отъ этого не только
    развивается слухъ, но пѣніе много способствует! и развитію языка. Мы
    уже пе говоримъ о томъ, что для дѣтей великое удовольствіе сопровождать
    какое нибудь дѣло пѣснею. Ребенокъ чутко прислушивается ко всѣмъ моти­
    вамъ, которые напѣваютъ болыпіе, и тотчасъ ихъ подхватываетъ. При этомъ,
    конечно, слѣдуетъ быть разборчивымъ, напр. не пѣть передъ ребенкомъ сен­
    тиментальныхъ романсовъ, которые могутъ совершенно испортить его вкусъ
    и слухъ, и которые въ то же время дурно дѣйствуютъ на нервную систему
    ребенка. Дѣтскія пѣсни, особенно съ перваго возраста, не слѣдуетъ заим­
    ствовать у Фребеля, а по возможности выбирать свои народныя, или напи­
    санпыя въ народномъ духѣ правильнымъ русскимъ языкомъ на какой­нибудь
    обыденный предметъ или на извѣстное явленіе изъ дѣтской жизни. Однако
    и это дѣтское пѣніе можно довести до крайности. Мнѣ приходилось встрѣ­
    чать воспитателей, которые все поютъ и ко всякому слову стараются прибрать
    риѳму. Тогда и этимъ прекраснымъ воспитательнымъ средствомъ можно при­
    тупить ребенка. Изъ народныхъ припѣвовъ и пѣсенъ слѣдуетъ выбирать для
    дѣтей этого возраста только такія, которыя совершенно соотвѣтствуютъ обста­
    новке ребенка. Говорить 2­хъ, 3­хъ лѣтнему ребенку о сохѣ, мельницѣ, о
    дѣпахъ, если онъ ихъ никогда не видѣлъ и не можетъ понять еще ихъ на­
    значенія, значитъ дѣлать его фразеромъ. Въ этомъ возрастѣ строже, чѣмъ
    когда либо, слѣдуетъ придерживаться правила: не давать ни одного знанія
    о предметѣ, котораго нѣтъ передъ глазами. Не слѣдуетъ допускать и такихъ
    народныхъ припѣвовъ, въ которыхъ одна только пустая игра словъ, напр.
              Гуси­лебеди летѣли,                   Онъ не вытащплъ,
              Въ полѣ банюшку доспѣли,              Глаза вытаращилъ,
              Коростель полки мостилъ,              Блоха поднимала,
              Тараканъ дрова рубилъ,                Животъ надорвала.
              Комаръ по воду ходилъ,                Муха банюшку топила... и т. и.
              Въ грязи ноги упязилъ,
        Нужно замѣтить, что дѣтямъ стоитъ только проговорить или пропѣть
   что нибудь подобное, они тотчасъ все перенимаютъ, имъ чрезвычайно нра­
   вятся такія смѣшныя представленія о животныхъ; но изъ этого еще не слѣ­
   дуетъ, что имъ хорошо давать подобныя пѣсни. Ребенокъ начинаетъ подра­
   жать этому набору словъ, соединять ихъ съ представленіями, не свойствен­
   ными предмету, называемому въ пѣснѣ, и пріучается болтать слова, прида­
   вая имъ самый нелѣпый смыслъ. Мы не должны казнить, конечно, ребенка
   за всякое сказанное имъ безсодержательное слово, но не должны и поощрять
   его говорить безтолочь.
        Но вотъ     нашему ребенку     уже наскучило    смирно   сидѣть   передъ
   куколкой, убаюкивать ее, да напѣвать ей пѣсни... Легко прибрать и много
   другихъ подобныхъ игръ. Въ жизни не одно вѣдь укладыванье въ постель,
   да спанье; притомъ въ два, три года ребенокъ самъ замѣтилъ многое и у
   себя въ комнатѣ. и на дворѣ; навѣрно бывалъ и въ деревнѣ, или хотя на
   дачѣ. Пользуйтесь этимъ и въ веселой, живой бесѣдѣ съ пѣснями и приба­
   утками, въ стихахъ и прозѣ болтайте съ нимъ только о томъ, что онъ ви­
   дитъ передъ собой въ данную минуту, но никакъ не больше, и изъ его обы­
   денной обстановки, изъ его несложной жизни старайтесь выбирать ему игруш­
   ки, которыя для дѣтей этого возраста имѣютъ свое воспитательное значеніе.
   Эти бумажныя и деревянныя собачки, кошечки, пѣтушки должны напоминать
   298   299   300   301   302   303   304   305   306   307   308