Page 303 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 303
— 287 —
поставить себя въ то положеніе, при которомъ въ дѣйствительности поется
пѣсня, тогда онъ не устанетъ учить ее.
Мысль Фребеля напѣвать дѣтямъ пѣсни съ колыбели и заставлять ихъ
самихъ пѣть—въ высшей степени прекрасная и разумная. Отъ этого не только
развивается слухъ, но пѣніе много способствует! и развитію языка. Мы
уже пе говоримъ о томъ, что для дѣтей великое удовольствіе сопровождать
какое нибудь дѣло пѣснею. Ребенокъ чутко прислушивается ко всѣмъ моти
вамъ, которые напѣваютъ болыпіе, и тотчасъ ихъ подхватываетъ. При этомъ,
конечно, слѣдуетъ быть разборчивымъ, напр. не пѣть передъ ребенкомъ сен
тиментальныхъ романсовъ, которые могутъ совершенно испортить его вкусъ
и слухъ, и которые въ то же время дурно дѣйствуютъ на нервную систему
ребенка. Дѣтскія пѣсни, особенно съ перваго возраста, не слѣдуетъ заим
ствовать у Фребеля, а по возможности выбирать свои народныя, или напи
санпыя въ народномъ духѣ правильнымъ русскимъ языкомъ на какойнибудь
обыденный предметъ или на извѣстное явленіе изъ дѣтской жизни. Однако
и это дѣтское пѣніе можно довести до крайности. Мнѣ приходилось встрѣ
чать воспитателей, которые все поютъ и ко всякому слову стараются прибрать
риѳму. Тогда и этимъ прекраснымъ воспитательнымъ средствомъ можно при
тупить ребенка. Изъ народныхъ припѣвовъ и пѣсенъ слѣдуетъ выбирать для
дѣтей этого возраста только такія, которыя совершенно соотвѣтствуютъ обста
новке ребенка. Говорить 2хъ, 3хъ лѣтнему ребенку о сохѣ, мельницѣ, о
дѣпахъ, если онъ ихъ никогда не видѣлъ и не можетъ понять еще ихъ на
значенія, значитъ дѣлать его фразеромъ. Въ этомъ возрастѣ строже, чѣмъ
когда либо, слѣдуетъ придерживаться правила: не давать ни одного знанія
о предметѣ, котораго нѣтъ передъ глазами. Не слѣдуетъ допускать и такихъ
народныхъ припѣвовъ, въ которыхъ одна только пустая игра словъ, напр.
Гусилебеди летѣли, Онъ не вытащплъ,
Въ полѣ банюшку доспѣли, Глаза вытаращилъ,
Коростель полки мостилъ, Блоха поднимала,
Тараканъ дрова рубилъ, Животъ надорвала.
Комаръ по воду ходилъ, Муха банюшку топила... и т. и.
Въ грязи ноги упязилъ,
Нужно замѣтить, что дѣтямъ стоитъ только проговорить или пропѣть
что нибудь подобное, они тотчасъ все перенимаютъ, имъ чрезвычайно нра
вятся такія смѣшныя представленія о животныхъ; но изъ этого еще не слѣ
дуетъ, что имъ хорошо давать подобныя пѣсни. Ребенокъ начинаетъ подра
жать этому набору словъ, соединять ихъ съ представленіями, не свойствен
ными предмету, называемому въ пѣснѣ, и пріучается болтать слова, прида
вая имъ самый нелѣпый смыслъ. Мы не должны казнить, конечно, ребенка
за всякое сказанное имъ безсодержательное слово, но не должны и поощрять
его говорить безтолочь.
Но вотъ нашему ребенку уже наскучило смирно сидѣть передъ
куколкой, убаюкивать ее, да напѣвать ей пѣсни... Легко прибрать и много
другихъ подобныхъ игръ. Въ жизни не одно вѣдь укладыванье въ постель,
да спанье; притомъ въ два, три года ребенокъ самъ замѣтилъ многое и у
себя въ комнатѣ. и на дворѣ; навѣрно бывалъ и въ деревнѣ, или хотя на
дачѣ. Пользуйтесь этимъ и въ веселой, живой бесѣдѣ съ пѣснями и приба
утками, въ стихахъ и прозѣ болтайте съ нимъ только о томъ, что онъ ви
дитъ передъ собой въ данную минуту, но никакъ не больше, и изъ его обы
денной обстановки, изъ его несложной жизни старайтесь выбирать ему игруш
ки, которыя для дѣтей этого возраста имѣютъ свое воспитательное значеніе.
Эти бумажныя и деревянныя собачки, кошечки, пѣтушки должны напоминать