Page 332 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 332

— 31(J —

   рябчигеамъ. Если., дичь и начнетъ портиться, ель можетъ немного заглушить
   дурной запахъ. Не знаешь ли ты, Маша, сама что нибудь про ель? У насъ
   въ Рождество бываетъ елка. Разскажи.
         Очень важно въ этомъ возрастѣ заставлять самихъ дѣтей разсвазывать
   неболыпіе связные разсказы. Послѣ этихъ бесѣдъ и прогулокъ ребенка опять
   слѣдуетъ предоставить себѣ по крайней мѣрѣ на цѣлый часъ. Уже три часа.
   Будемъ вырѣзать. Вы берете разноцвѣтнуго бумагу и заставляете дѣтей вы­
   рѣзать отъ руки. Берутъ листъ и сгибаютъ косынкой, оставшуюся полоску
   обрѣзаютъ. Въ этой косынкѣ потомъ опять складываютъ вмѣстѣ оба противупо­
   ложные угла; это самое повторяютъ одинъ, а иногда и два раза. Такъ бумага
   выходитъ въ 4, въ 8, или въ 16 разъ сложенною, но въ послѣднемъ случаѣ
   она выйдетъ слишкомъ толстою, и для начинающаго трудно будетъ рѣзать;
   лучше складывать только въ 4, или 8 разъ. Когда бумага сложена, ребенокъ
   держитъ ее рукой за уголокъ, который соотвѣтствуетъ срединѣ бумаги, и
   обрѣзаетъ ее по краямъ разнообразными фестонами, а внутри дѣлаетъ круг­
   лыя и продолговатыя дырочки. Дѣти очень скоро и легко научатся вырѣзать
   красивые узоры. Всѣ вырѣзанныя фигурки они могутъ наклеить въ особой
   для этой цѣли приготовленной тетради изъ синей или другой пвѣтной бумаги.
   Такимъ образомъ заниматься можно съ полчаса. Это не утомительная работа,
   но послѣ нея все­таки долженъ быть отдыхъ на 'Д часа. Нѣкоторыя фигуры
   изъ разноцвѣтной бумаги ребенокъ не наклеиваетъ, а нанизываетъ на нитку;
   только при этомъ между фигурами должно нанизывать маленькія соломенки,
   и у него выходитъ красивая       гирлянда: ею онъ убираетъ свою кроватку,
   столикъ, елку въ праздникъ Рождества. Послѣ завтрака ребенокъ занялся у
   васъ только Ѵ2 часа, но теперь онъ скорѣе устаетъ, чѣмъ утромъ, и вы
   должны дать ему отдохнуть не менѣе 1Ѵ2 часа. Сколько мнѣ известно, когда
   такимъ образомъ занимаютъ дѣтей, они съ величайшей неохотой прекращаютъ
   занятія. Еще въ подвижныхъ играхъ они иногда чувствуютъ усталость; тутъ
   же при механическихъ работахъ, сопровождаемыхъ живыми бесѣдами, они
   совсѣмъ неутомимы. Понятно, что при этомъ ребенокъ очень рано почувствуетъ
   къ вамъ самую сильную привязанность; ему, кажется, тяжело разлучаться съ
   вами и на одинъ часъ. Онъ согласенъ перемѣнить игру, приняться за свои
   куклы, но съ условіемъ, чтобы вы въ этомъ принимали участіе. Если гдѣ и
   можно сдѣлать ему уступку, то никакъ не въ этомъ. Занятія его съ воспита­
   тельницей тоже должны имѣть свои границы. Онъ каждый разъ по крайней
   мѣрѣ по часу долженъ быть предоставленъ самому себѣ (конечно не въ
   опасномъ для него мѣстѣ). Иначе онъ никогда не будетъ самостоятельнымъ,
   вѣчно будетъ ходить на помочахъ.
        Поелѣ самостоятельной игры вы говорите:       „Смотри, обрѣзковъ­то все
   еще много осталось: собери­ка ихъ съ полу и разложи каждый цвѣтъ въ
   отдѣльную кучку, а для каждаго изъ нихъ мы склеимъ мѣшокъ". Вы пока­
   зываете ребенку, какъ клеить разные мѣшечки: продолговатые, четырехъ­
   угольные, и проч. Лишь только онъ надѣлаетъ нѣсколько мѣшковъ, пусть онъ
   вамъ скажетъ, который изъ нихъ длиннѣе, шире, уже, и т. под. Кромѣ того
   пусть воспитательница помнить, что ребенокъ очень утомленъ послѣ цѣлаго
   дня умственнаго и физическаго напряженія, поэтому теперь долженъ идти
   совсѣмъ легкій разговоръ, не требующій съ его. стороны большой сообрази­
   тельности или находчивости. Лишь только онъ выразилъ желаніе заняться по
   своему усмотрѣнію, пустите его съ готовностію. Но если вы на цѣлый вечеръ
   предоставите ребенка, себѣ, онъ непремѣнно соскучится и все равно будетъ
   приставать къ вамъ съ просьбой выдумать ему ту или другую игру. Что же
   327   328   329   330   331   332   333   334   335   336   337