Page 334 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 334

— 318 —

  можетъ рѣшать задачи надъ всѣми дѣйствіями, и всѣ его упражненія могутъ
  уже быть нѣсколько болѣе сложными. Время занятій можетъ увеличиться
  тоже на нѣсколько минутъ.
        1) Разложи всѣ 8 кубиковъ на двѣ равныя кучки. По скольку же ку­
   биковъ въ той и другой? Теперь разложи на четыре, на восемь равныхъ ча­
  стей или кучекъ. Почему эти части равны между собою? Разложи на нѣ­
  сколько неравныхъ кучекъ. Ты мнѣ кубики раскладывала, теперь поставь въ
   столбики; ну сначала хоть 8 кубиковъ въ два столбика, потомъ въ четыре.
   Эти столбики равны ли между собой? Возьми кубикъ съ этого столбика и
   поставь на другой,—сколько же у насъ столбиковъ выше? сколько ниже?
   Придвинь высокій столбикъ къ низкому. Сними кубики, которые дѣлаютъ
  одинъ столбикъ выше другаго? А ниже? Сравняй всѣ столбики. Теперь поставь
   такъ, чтобы столбики были лѣстницей, каждый на одинъ кубикъ ниже дру­
   гаго? Считай, сколько кубиковъ въ первомъ столбикѣ, во второмъ, въ третьемъ?
   Такъ въ цѣломъ восемь кубиковъ; въ половинѣ четыре; въ четверти два; въ
   осьмушкѣ одинъ кубикъ. Возьми бумажку; согни ее на двѣ половины; дру­
   гую такой же величины согни на четыре четверти, еще бумажку на 8­мь.
   Вотъ двѣ бумажки одинаковой величины: одну ты согнула на двѣ половины,
   другую на 4: какъ тебѣ кажется,—четверти больше или меньше половины?
   А осьмая еще меньше? Отчего? Посмотри, какое въ кровати самое высокое
   мѣсто? Спинка, у которой кладутся подушки. Сколько на матрасѣ подушекъ?
   А если­ бы изъ трехъ подушекъ одну отдать мамѣ, другую нянѣ, сколько бы
   еще подушекъ осталось?
        Вотъ если­бы эти 8 кубиковъ сдѣлались клѣточками для птичекъ и въ
   каждую мы посадили бы по птичкѣ, то сколько бы у насъ было птичекъ?
   Къ одному мальчику пришло въ гости четыре человѣка. Онъ каждому далъ по
   два яблока. Сколько же роздалъ онъ гостямъ яблоковъ? Вотъ тебѣ складной
   аршинъ. Согни его на двѣ половины; на четыре четверти. Покажи пальчикомъ,
   гдѣ будетъ полъ аршина, гдѣ четверть? Отмѣрь мнѣ V* ар., Ѵ2 ар. тесемки.
   Раздѣли поровну этотъ яблокъ между мною и тобой. Сколько же каждому
   йзъ насъ придется?
        2) Кромѣ Фребелевскихъ даровъ, давая которые ребенку вы придержи­
   ваетесь извѣстнаго порядка, у дѣтей долженъ быть ящикъ съ кубиками, куп­
   ленный въ игрушечной лавкѣ за 40, 50 коп. Ребенокъ перетаскиваетъ эти
   кубики съ мѣста на мѣсто, играетъ ими по своему усмотрѣнію во время
   отдыха, а теперь ихъ можно употреблять и для ариѳметическихъ упражненій.
   Разложи всѣ кубики на 8 рядовъ, но такъ, чтобъ каждый рядъ былъ ров­
   ный, точно по линеечкѣ сдѣланъ; только кубики пусть будутъ въ нѣкото­
   ромъ разстояніи другъ отъ друга; кубики втораго ряда тоже ровнехонько
   стояли бы подъ первымъ. Считай первый рядъ, второй, третій и т. д. Те­
   перь назадъ: восьмой, седьмой, шестой и т. д. Въ первомъ ряду сколько ку­
   биковъ? Поставь мнѣ теперь эти кубики такъ, чтобы въ первомъ ряду былъ
   одинъ кубикъ и каждый слѣдующій рядъ былъ бы однимъ кубикомъ больше.
   Еакъ ты думаешь, сколько кубиковъ будетъ въ восьмомъ ряду? Какой же изъ
   этихъ рядовъ больше? Первый рядъ длиннѣе всѣхъ. А почему онъ длиннѣе?
   Сколькими кубиками второй рядъ короче перваго, третій—втораго и проч. А
   тѣ сколькими длиннѣе? Какой же рядъ долженъ быть больше? Который рядъ
   первый по величинѣ, самый большой? Который второй? Гдѣ кубиковъ меньше
   всего?
        Одинъ человѣкъ поймалъ на удочку 2 щуки и 6 окуней. Но когда онъ
   снималъ послѣдняго окуня, тотъ оборвался съ крючка и уплылъ въ рѣку.
   329   330   331   332   333   334   335   336   337   338   339