Page 337 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 337

321 —

   Сколько каждому шло на рубашку? Вотъ семь яблоковъ, подѣлись съ сест­
   рой по ровну. Сначала и себѣ и сестрѣ положи по три яблока, и у тебя все
   таки остается еще одинъ. Какъ его раздѣлить? Его можно разрѣзать попо­
   ламъ. Теперь что же дѣлать? Одну половину яблока дать сестрѣ, а другую
   взять себѣ. Каждый изъ васъ сколько получитъ? По три съ половиною. Въ
   одномъ карманѣ у ребенка 1 конфетка, въ другомъ—столько же, да еще
   столько же, да въ его маленькомъ столикѣ нашлось 4 конфетки. Сколько
   было всего конфетокъ? Мальчикъ въ школѣ рисуетъ каждый день по стра­
   ницѣ; сколько страницъ онъ нарисуетъ въ недѣлю, если только по воскре­
   сеньямъ не будетъ ходить въ школу? Въ передней 6 калошъ; сколько людей
   пришло? Варя щипала птицъ и бросала крылья; мы потомъ насчитали 8
   крыльевъ; сколько было птицъ? Мы купили въ мясной 8 телячьихъ ножекъ;
   отъ сколькихъ телятъ были эти ножки? Я разъ нашла въ лѣсу 4 головки
   синички, 2 воробьиныхъ; по головкамъ судя, сколько должно было умереть
   птичекъ?
        Я проживаю въ день по одному рублю: у меня въ карманѣ 8 рублей:
   сколько же изъ этихъ денегъ я проживу въ недѣлю и насколько дней ихъ
   еще хватитъ для другой недѣли? Одинъ фунтъ гречневой крупы стоитъ 4 коп.,
   сколько фунтовъ я могу купить на 8 копѣекъ? а на 6? Одинъ фунтъ хлѣба
   стоитъ двѣ копѣйки, сколько фунтовъ хлѣба можно купить на 8 к.? Вотъ
   тебѣ вѣсы, отвѣсь нолъ­фунта песку, полъ­фунта орѣховъ, пряниковъ,         го­
   роху, зеренъ. Мальчикъ два раза покупалъ по три мячика,— сколько мячи­
   ковъ будетъ у него, если одинъ изъ нихъ онъ подаритъ товарищу?
         8) Не знаю, сколько дали мальчику денегъ на гостинцы; только онъ
   тотчасъ купилъ подсолнечниковъ на двѣ копѣйки, маковниковъ на три ко­
   пѣйки и на одну копѣйку леденецъ. Сколько долженъ былъ онъ имѣть де­
   негъ на эти покупки? Французская булка стоитъ три копѣйки. Мальчику
   дали восемь копѣекъ и просили купить двѣ булки. Сколько онъ получилъ
   сдачи? Что значитъ давать сдачи? А вотъ до этого мы сейчасъ доберемся.
   Одна булка стоитъ три коп., а нужно было купить двѣ булки; сколько же
   нужно было заплатить? Если нужно было 6 коп., а у него 8, значитъ двѣ
   коп. онъ принесъ лишнихъ, которыя торговецъ отдаетъ, потому что товару
   даетъ на 6: вотъ эти­то лишнія, непринадлежащія торговцу деньги, и назы­
   ваются сдачей.
         Когда ребенокъ составилъ себѣ хорошее понятіе о томъ, что такое
    пара, тройка, пятокъ, вполнѣ усвоилъ восемь цѣлыхъ чиселъ, мы можемъ
    нѣсколько серьезнѣе остановиться и на первыхъ элементарныхъ понятіяхъ о
   частяхъ единицы. До сихъ поръ онъ только разрѣзалъ яблоко на двѣ поло­
    вины, раздвигалъ въ разныя стороны восьмыя части кубика; теперь неслож­
    ную задачку можно его заставить рѣшить и въ умѣ. Но, разумѣется, при
    малѣйшемъ затрудненіи онъ беретъ въ руки самые предметы и по нимъ уже
   отвѣчаетъ на ваши вопросы. Когда ребенокъ уже понимаетъ части цѣлаго,
    никогда не слѣдуетъ сразу оставлять упражненія въ дѣйствіяхъ на простыя,
    цѣлыя числа. Наши примѣры лучше всего пояснятъ, какъ мы понимаемъ
   это дѣло.
         9) Вотъ тебѣ листъ писчей бумаги, сложи его пополамъ и разорви.
    Считай, на сколько частей разорванъ листъ бумаги? Эти обѣ части листа
    какъ называются? А вотъ еще тебѣ цѣлый листъ бумаги, разорви его тоже
    на двѣ равныя половины, но въ другую сторону. Если ты сложишь обѣ по­
    ловины листа вмѣстѣ, сколько цѣлыхъ листовъ у тебя будетъ? Вотъ тебѣ
    одинъ фунтъ пастилы; подѣлись пополамъ съ братомъ. Разрѣжь на половины
                                                                          21212121
   332   333   334   335   336   337   338   339   340   341   342