Page 335 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 335
— 319 —
Сколько этотъ человѣкъ наудилъ рыбы и сколько онъ могъ принести домой?
Чтобы ѣсть ягоды, поданы 7 тарелокъ, а всѣхъ насъ сидитъ только пять че
ловѣкъ. Если каждый возьметъ по тарелкѣ, то сколько останется еще тарелокъ?
3) На дворѣ двѣ лошадки, сосчитай сколько ногъ у обѣихъ? А сколько
ногъ у одной? Нашъ пудель однажды занозилъ ногу, сколько осталось у него
здоровыхъ ногъ? Возьми изъ этой кучки шесть кубиковъ; одинъ изъ нихъ по
ложи на столъ, другой на стулъ, три на комодъ; ну сколько же у тебя ку
биковъ въ рукахъ? А сколько ты разложила? Теперь возьми всѣ восемь ку
биковъ, раскладывай ихъ по стульямъ, точно гостей усаживаешь, на каждый
стулъ по одному. На сколькихъ стульяхъ помѣстились восемь кубиковъ? Къ
намъ вчера пришло въ гости 6 человѣкъ. Каждый садится на одинъ стулъ.
Сколько же 6 человѣкъ гостей должны занять стульевъ? Сосчитай, сколько
стеколъ въ одномъ окнѣ? На той недѣлѣ въ этомъ окнѣ было 2 разбитыхъ
стекла, сколько оставалось цѣлыхъ? Сколько оконъ во всей нашей квартирѣ?
Сколько ножекъ у двухъ стульевъ? А если бы у одного стула были сломаны
переднія ножки, сколько бы всего ножекъ осталось тогда у обоихъ стульевъ?
На кругломъ столѣ въ кабинетѣ лежитъ 1 книга, а на рабочемъ 6; сколько же
всего книгъ? Считай, сколько гладкихъ сторонъ у кубика, сколько реберъ,
угловъ вверху, внизу,—сколько угловъ въ нашей комнатѣ?
4) Пять одинаковыхъ вещей называются пяткомъ. Мать купила старшей
дочкѣ пятокъ яблоковъ: дѣвочка съѣла 4 яблока одинъ за другимъ, а одинъ
отдала младшей сестрѣ; сколько же яблоковъ у нея оставалось? Сосчитай,
сколько насъ сѣло за столъ! А если отсюда уйдетъ 6, 5, 4, 3, 2 человѣка,
сколько тогда будетъ за столомъ? Смотри: насъ 7 человѣкъ, а огурцовъ по
дали 5; сколькимъ не хватитъ огурцовъ, если каждый возьметъ по одному
огурцу? Мать взяла своего сына въ рынокъ, купила ему пятокъ яблоковъ и
послала его одного домой. Увидалъ онъ на дорогѣ собаку, побѣжалъ за ней,
и потерялъ одинъ яблокъ; потомъ встрѣтилъ товарища, заговорился и поте
рялъ еще два яблока, а когда онъ подымался по лѣстницѣ домой выронилъ
и еще одинъ... Сколько же онъ растерялъ и сколько домой принесъ? Въ на
шемъ саду росли 3 орѣшника, 2 липы и 3 дуба. Сколько было у насъ де
ревьевъ? Такъ помни же, что у насъ было 8 деревьевъ, а какія это были
деревья? Однажды во время сильной бури съ корнемъ вырвало 2 орѣшника
и переломило сучья одной липы. Сколько же деревьевъ было повреждено,
сколько изъ нихъ уцѣлѣло и какія устояли противъ бури? А отчего буря не
тронула ни одного дуба? Кухарка купила въ рынкѣ 4 рябчика и 3 тетерки,—
сколько всей дичи купила она?
5) Сколько дней въ недѣлѣ? Первый день понедѣлъникъ, считай всѣ дни
сряду. Теперь скажи: пятница будетъ который день въ недѣлѣ, а вторникъ,
суббота? Двѣ одинаковыя вещи составляютъ пару. Вчера я купила пару
иголокъ и одну уже успѣла сломать; сколько я купила иголокъ и сколько
уже сломала? Про нѣкоторыя вещи можно также сказать: 2, 4, 6 иголокъ,
тарелокъ, бутылокъ и т. п.; другія вещи считаются только парами. Не гово
рятъ два сапога, два чулка, а пара сапогъ, пара чулокъ. Сапоги, чулки,
носки, перчатки можно купить только парами, а въ одиночку ты ихъ не
добудешь. Какъ ты думаешь, почему эти вещи покупаются парами? Не мо
жешьли ты разомъ купить 2, 3 пары сапогъ, чулокъ?—Но вдругъ бы я не
чаянно одинъ сапогъ пробилъ гвоздемъ, а другой былъ бы крѣпкій,—отчего же
не прикупить къ нему?—Одинъ не продадутъ: ты долженъ заплатить одно и
тоже, что за пару, что за одинъ.
Я купила три пары чулокъ, сколько же чулокъ я купила? Но большой