Page 335 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 335

— 319 —

   Сколько этотъ человѣкъ наудилъ рыбы и сколько онъ могъ принести домой?
   Чтобы ѣсть ягоды, поданы 7 тарелокъ, а всѣхъ насъ сидитъ только пять че­
   ловѣкъ. Если каждый возьметъ по тарелкѣ, то сколько останется еще тарелокъ?
         3) На дворѣ двѣ лошадки, сосчитай сколько ногъ у обѣихъ? А сколько
   ногъ у одной? Нашъ пудель однажды занозилъ ногу, сколько осталось у него
   здоровыхъ ногъ? Возьми изъ этой кучки шесть кубиковъ; одинъ изъ нихъ по­
   ложи на столъ, другой на стулъ, три на комодъ; ну сколько же у тебя ку­
   биковъ въ рукахъ? А сколько ты разложила? Теперь возьми всѣ восемь ку­
   биковъ, раскладывай ихъ по стульямъ, точно гостей усаживаешь, на каждый
   стулъ по одному. На сколькихъ стульяхъ помѣстились восемь кубиковъ? Къ
   намъ вчера пришло въ гости 6 человѣкъ. Каждый садится на одинъ стулъ.
   Сколько же 6 человѣкъ гостей должны занять стульевъ? Сосчитай, сколько
   стеколъ въ одномъ окнѣ? На той недѣлѣ въ этомъ окнѣ было 2 разбитыхъ
   стекла, сколько оставалось цѣлыхъ? Сколько оконъ во всей нашей квартирѣ?
   Сколько ножекъ у двухъ стульевъ? А если бы у одного стула были сломаны
   переднія ножки, сколько бы всего ножекъ осталось тогда у обоихъ стульевъ?
   На кругломъ столѣ въ кабинетѣ лежитъ 1 книга, а на рабочемъ 6; сколько же
   всего книгъ? Считай, сколько гладкихъ сторонъ у кубика, сколько реберъ,
   угловъ вверху, внизу,—сколько угловъ въ нашей комнатѣ?
         4) Пять одинаковыхъ вещей называются пяткомъ. Мать купила старшей
   дочкѣ пятокъ яблоковъ: дѣвочка съѣла 4 яблока одинъ за другимъ, а одинъ
   отдала младшей сестрѣ; сколько же яблоковъ у нея оставалось? Сосчитай,
   сколько насъ сѣло за столъ! А если отсюда уйдетъ 6, 5, 4, 3, 2 человѣка,
   сколько тогда будетъ за столомъ? Смотри: насъ 7 человѣкъ, а огурцовъ по­
   дали 5; сколькимъ не хватитъ огурцовъ, если каждый возьметъ по одному
   огурцу? Мать взяла своего сына въ рынокъ, купила ему пятокъ яблоковъ и
   послала его одного домой. Увидалъ онъ на дорогѣ собаку, побѣжалъ за ней,
   и потерялъ одинъ яблокъ; потомъ встрѣтилъ товарища, заговорился и поте­
   рялъ еще два яблока, а когда онъ подымался по лѣстницѣ домой выронилъ
   и еще одинъ... Сколько же онъ растерялъ и сколько домой принесъ? Въ на­
   шемъ саду росли 3 орѣшника, 2 липы и 3 дуба. Сколько было у насъ де­
   ревьевъ? Такъ помни же, что у насъ было 8 деревьевъ, а какія это были
   деревья? Однажды во время сильной бури съ корнемъ вырвало 2 орѣшника
   и переломило сучья одной липы.      Сколько же деревьевъ было повреждено,
   сколько изъ нихъ уцѣлѣло и какія устояли противъ бури? А отчего буря не
   тронула ни одного дуба? Кухарка купила въ рынкѣ 4 рябчика и 3 тетерки,—
   сколько всей дичи купила она?
         5) Сколько дней въ недѣлѣ? Первый день понедѣлъникъ, считай всѣ дни
   сряду. Теперь скажи: пятница будетъ который день въ недѣлѣ, а вторникъ,
   суббота? Двѣ одинаковыя вещи составляютъ пару. Вчера я купила пару
   иголокъ и одну уже успѣла сломать; сколько я купила иголокъ и сколько
    уже сломала? Про нѣкоторыя вещи можно также сказать: 2, 4, 6 иголокъ,
   тарелокъ, бутылокъ и т. п.; другія вещи считаются только парами. Не гово­
   рятъ два сапога, два чулка, а пара сапогъ, пара чулокъ. Сапоги, чулки,
   носки, перчатки можно купить только парами, а въ одиночку ты ихъ не
   добудешь. Какъ ты думаешь, почему эти вещи покупаются парами? Не мо­
   жешь­ли ты разомъ купить 2, 3 пары сапогъ, чулокъ?—Но вдругъ бы я не­
   чаянно одинъ сапогъ пробилъ гвоздемъ, а другой былъ бы крѣпкій,—отчего же
   не прикупить къ нему?—Одинъ не продадутъ: ты долженъ заплатить одно и
   тоже, что за пару, что за одинъ.
        Я купила три­ пары чулокъ, сколько же чулокъ я купила? Но большой
   330   331   332   333   334   335   336   337   338   339   340