Page 341 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 341
— 325 —
Когда такимъ образомъ дѣти сознательно усвоютъ 8 чиселъ и ихъ части,
тогда уже можно перейти къ сборникамъ ариѳметическихъ задачъ Томаса, а
также Воленса, взявъ изъ этихъ книгъ: задачи для умственнаго исчисленія надъ
числами отъ 1го до 10ти, а затѣмъ къ этимъ же числамъ изъ сборника ариѳ
метическихъ задачъ для приготовительнаго и систематическаго курса В. Евтушев
скаго. Рѣшивъ съребенкомъ двѣ, три задачи по указанному нами примѣру, вы
предпринимаете съ нимъ какоенибудь подвижное занятіе. — Пойдемъка мы
съ тобой въ мячикъ играть. Вы одинъ мячикъ берете себѣ, другой даете ре
бенку. Правой рукой будемъ бросать: разъ, два,—разъ, два; теперь разъ, два,
три (каждое движеніе вы повторяете по нѣскольку разъ). Теперь лѣвой; те
перь будемъ обѣими руками бросать вверхъ: лови на лету; правой рукой брось,
а лѣвой поймай; теперь лѣвой брось, а правой лови. Въ стѣну бросай, лови
обѣими руками; теперь то одной, то другой рукой. Брось мячикъ объполъ и
не лови его, а только отбивай ладонью. Положимъ на столъ нѣсколько мячи
ковъ, а въ рукахъ у себя оставимъ одинъ и будемъ сбивать со стола мячики.
Поиграемъ въ кегли, или будемъ сбивать деревяшки.'
А теперь вотъ тебѣ коловертъ, провертывай дырки. Это, вѣроятно, всѣмъ
извѣстный, очень несложный инструментъ. На скамеечку кладутъ доску, вы
двинувъ ее нѣсколько впередъ, чтобы не просверлить скамейку; къ доскѣ при
ставляю™ особаго рода широкій буравъ, или вилочку, которзгю вертятъ ру
кояткой, прикрѣпленной къ ней винтомъ. Укажите только ребенку, какъ дер
жать этотъ инструментъ въ рукахъ, и онъ будетъ сверлить ровныя дырки,
что доставить ему большую радость и полезно для развитія его ручныхъ
мускуловъ. Эту работу однако возможно давать лишь крѣпкимъ дѣтямъ.
— Ну, теперь бѣгай, пляши, скачи или сиди, сложа руки.
Нослѣ отдыха, вы принимаетесь на этотъ разъ опять за кубики. Вы
сегодня только считали съ ребенкомъ, а еще ничего не строили. Такъ какъ
вчера была постройка для изображенія жизненныхъ формъ, то сегодня пусть
онъ знакомится съ изящными формами. Дѣленіе формъ Фребеля на жизнен
ный, изящныя и математическія мы признаемъ вполнѣ и вносимъ ихъ при
своихъ упражненіяхъ. Какъ полезно упражнять въ подражаніи жизненнымъ
формамъ, было ясно уже изъ нашихъ нримѣровъ. Но важно еще наглядно
показать ребенку законъ симметріи: это удобнѣе и проще всего сдѣлать
на тѣхъ же кубикахъ и плиткахъ. Занимаясь воспроизведеніемъ однѣхъ жиз
ненныхъ формъ, вы научите лишь дѣлать предмета, напоминающій дѣйстви
тельность, но не дадите какъ слѣдуетъ усвоить, въ чемъ состоитъ правиль
ность и соотвѣтствіе частей. Для этого служатъ изящныя формы. Тутъ рас
кладываютъ кубики четыреугольникомъ и потомъ передвигаютъ только край
ніе: такимъ образомъ выходитъ все новая хорошенькая фигурка. Разумѣется,
нѣтъ надобности, чтобы ребенокъ непремѣнно передѣлалъ всѣ многочисленныя
формы, указанный у Фребеля. Однообразіе работы можетъ утомить его: онъ
останавливается на болѣе красивыхъ, напоминающихъ что нибудь действи
тельное, напримѣръ, на разнаго рода крестикахъ, звѣздочкахъ и пр. Объ этомъ
можно вести и бесѣду..
Математическиправильное етроеніе—одна изъ самыхъ полезяыхъ, все
сторонне развивающихъ игръ во всей фребелевской системѣ; почему мы и
назначаемъ занятіе строеніемъ каждый день, примѣняя его къ ознакомление
съ формами всѣхъ трехъ родовъ, указанныхъ Фребелемъ. Постепенно ребе
нокъ пріу чается самостоятельно творить предметы изъ жизни, которые онъ
видѣлъ, строя разные домики, сараи и тому под.; безъ научныхъ объяснений,
практически, онъ узнаетъ примѣненіе нѣкоторыхъ физическихъ законовъ: тя