Page 341 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 341

— 325 —

        Когда такимъ образомъ дѣти сознательно усвоютъ 8 чиселъ и ихъ части,
   тогда уже можно перейти къ сборникамъ ариѳметическихъ задачъ Томаса, а
   также Воленса, взявъ изъ этихъ книгъ: задачи для умственнаго исчисленія надъ
   числами отъ 1­го до 10­ти, а затѣмъ къ этимъ же числамъ изъ сборника ариѳ­
   метическихъ задачъ для приготовительнаго и систематическаго курса В. Евтушев­
   скаго. Рѣшивъ съребенкомъ двѣ, три задачи по указанному нами примѣру, вы
   предпринимаете съ нимъ какое­нибудь подвижное занятіе. — Пойдемъ­ка мы
   съ тобой въ мячикъ играть. Вы одинъ мячикъ берете себѣ, другой даете ре­
   бенку. Правой рукой будемъ бросать: разъ, два,—разъ, два; теперь разъ, два,
   три (каждое движеніе вы повторяете по нѣскольку разъ). Теперь лѣвой; те­
   перь будемъ обѣими руками бросать вверхъ: лови на лету; правой рукой брось,
   а лѣвой поймай; теперь лѣвой брось, а правой лови. Въ стѣну бросай, лови
   обѣими руками; теперь то одной, то другой рукой. Брось мячикъ объ­полъ и
   не лови его, а только отбивай ладонью. Положимъ на столъ нѣсколько мячи­
   ковъ, а въ рукахъ у себя оставимъ одинъ и будемъ сбивать со стола мячики.
   Поиграемъ въ кегли, или будемъ сбивать деревяшки.'
        А теперь вотъ тебѣ коловертъ, провертывай дырки. Это, вѣроятно, всѣмъ
   извѣстный, очень несложный инструментъ. На скамеечку кладутъ доску, вы­
   двинувъ ее нѣсколько впередъ, чтобы не просверлить скамейку; къ доскѣ при­
   ставляю™ особаго рода широкій буравъ, или вилочку, которзгю вертятъ ру­
   кояткой, прикрѣпленной къ ней винтомъ. Укажите только ребенку, какъ дер­
   жать этотъ инструментъ въ рукахъ, и онъ будетъ сверлить ровныя дырки,
   что доставить ему большую радость и полезно для развитія его ручныхъ
   мускуловъ. Эту работу однако возможно давать лишь крѣпкимъ дѣтямъ.
        — Ну, теперь бѣгай, пляши, скачи или сиди, сложа руки.
        Нослѣ отдыха, вы принимаетесь на этотъ разъ опять за кубики. Вы
   сегодня только считали съ ребенкомъ, а еще ничего не строили. Такъ какъ
   вчера была постройка для изображенія жизненныхъ формъ, то сегодня пусть
   онъ знакомится съ изящными формами. Дѣленіе формъ Фребеля на жизнен­
   ный, изящныя и математическія мы признаемъ вполнѣ и вносимъ ихъ при
   своихъ упражненіяхъ. Какъ полезно упражнять въ подражаніи жизненнымъ
   формамъ, было ясно уже изъ нашихъ нримѣровъ. Но важно еще наглядно
   показать ребенку законъ симметріи: это удобнѣе и проще всего сдѣлать
   на тѣхъ же кубикахъ и плиткахъ. Занимаясь воспроизведеніемъ однѣхъ жиз­
   ненныхъ формъ, вы научите лишь дѣлать предмета, напоминающій дѣйстви­
   тельность, но не дадите какъ слѣдуетъ усвоить, въ чемъ состоитъ правиль­
   ность и соотвѣтствіе частей. Для этого служатъ изящныя формы. Тутъ рас­
   кладываютъ кубики четыреугольникомъ и потомъ передвигаютъ только край­
   ніе: такимъ образомъ выходитъ все новая хорошенькая фигурка. Разумѣется,
   нѣтъ надобности, чтобы ребенокъ непремѣнно передѣлалъ всѣ многочисленныя
   формы, указанный у Фребеля. Однообразіе работы можетъ утомить его: онъ
   останавливается на болѣе красивыхъ, напоминающихъ что нибудь действи­
   тельное, напримѣръ, на разнаго рода крестикахъ, звѣздочкахъ и пр. Объ этомъ
   можно вести и бесѣду..
        Математически­правильное етроеніе—одна изъ самыхъ полезяыхъ, все­
   сторонне развивающихъ игръ во всей фребелевской системѣ; почему мы и
   назначаемъ занятіе строеніемъ каждый день, примѣняя его къ ознакомление
   съ формами всѣхъ трехъ родовъ, указанныхъ Фребелемъ. Постепенно ребе­
   нокъ пріу чается самостоятельно творить предметы изъ жизни, которые онъ
    видѣлъ, строя разные домики, сараи и тому под.; безъ научныхъ объяснений,
   практически, онъ узнаетъ примѣненіе нѣкоторыхъ физическихъ законовъ: тя­
   336   337   338   339   340   341   342   343   344   345   346