Page 343 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 343

— 327 —

   необходимо избѣгать сказокъ, въ которыхъ дѣти найдутъ лишь праздный
   вымыселъ о вѣдьмахъ, чертяхъ и мертвецахъ. Весьма многія сказки, даже
   преврасныя по идеѣ, совсѣмъ недоступны дѣтскому нониманію: къ нимъ
   слѣдуетъ отнести такія, въ которыхъ главнымъ элементомъ является сатира
   надъ общественными недостатками или тѣ, которыя изображаютъ слишкомъ
   сложныя людскія отношенія. Вовсе не слѣдуетъ давать и тѣхъ изъ нихъ, гдѣ
   въ привлекательномъ видѣ представляется воровская удаль, пронырство и
   обманъ. Слѣдуетъ начинать съ совершенно понятныхъ сказокъ, гдѣ главную
   роль играютъ знакомыя дѣтямъ животныя, въ которыхъ можно найти вѣрное
   и поэтическое изображеніе природы, или гдѣ описываются простыя, понят­
   ныя дѣтямъ, семейныя отношенія. Сколько удовольствія и пользы приносятъ
   дѣтямъ сказки, гдѣ въ характерныхъ чертахъ фигурируютъ: хитрая лиса,
   неуклюжій,. тяжелый на подъемъ медвѣдь, съ своей страшной силой, жадный
   волкъ,  глупый баранъ съ крѣпкимъ лбомъ, козелъ, страшный только по
   наружности своей бородой и рогами, блудливый, лукавый котокъ, сѣрый ло­
   бокъ, прославленный задира­драчунъ пѣтушокъ—золотой гребешокъ и т. п.
   Не дурны также сказки съ нравственнымъ элементомъ напр., ,, Морозно", въ
   которой, въ симпатичныхъ чертахъ,      поэтично нарисованъ образъ доброй,
   кроткой, ласковой и глубоко­несчастной дѣвочки, а также сказка о „Правдѣ
   и кривдѣ", гдѣ два крестьянина спорятъ о томъ, какъ лучше жить—правдой
   или кривдой, и сказка „Горе", въ которой богачъ заставляетъ работать у
   себя своего бѣднаго брата и за тяжелый недѣльный трудъ даетъ ему только
   ковригу хлѣба, и множество другихъ. Не менѣе полезны дѣтямъ и такія
   сказки, въ которыхъ изображены явленія природы, олицетворенныя иногда
   въ образѣ людей,—вепомнимъ для примѣра хотя одну изъ нихъ: „Вѣтеръ,
   градъ и громъ".
        Намъ могутъ замѣтить, что награда, которую въ сказкѣ получаетъ
   всегда добродѣтель, и кара злу несовмѣстимы съ строгою правдою, которою
   прежде всего необходимо руководиться при воспитаніи, что если, наконецъ,
   сказка съ подобною маралью произведетъ впечатлѣніе на ребенка, онъ будетъ
   стараться быть добрымъ изъ корысти... Конечно лучше, если бы этого не­
   было, но достоинство и значеніе хорошихъ, вполнѣ приноровлевыхъ ска­
   зокъ такъ могущественно, что съ лихвою выкупаетъ означенный недоста­
   токъ; къ тому же едвали сказочная награда долго будетъ плѣнять даже
   маленькаго ребенка: она, въ болыпинствѣ случаевъ, такъ призрачна и фанта­
   стична, что и онъ скоро      начинаетъ понимать, что она возможна лишь
   въ сказкѣ. Въ награду за добродѣтель получаютъ ковры­самолеты, чудесныхъ
   коней, летающихъ въ облакахъ, могущественныхъ жаръ­птицъ, становятся
   королями и королевами. Между тѣмъ кротость, доброта, правдивость, терпѣ­
   ніе, незлобивость, трудолюбіе и другія прекрасныя черты характера обри­
   сованы съ такою симпатіею и такъ поэтично, что навсегда запечатлѣваются
   въ сердцѣ ребенка.
        Знакомство съ вышеназванными сказками не будетъ отчуждать ребенка
   отъ дальнѣйшаго наблюденія надъ природой, а напротивъ поддержитъ любовь
   къ пей; послѣ естественно­исторической бесѣды, сйазочный вымыселъ только
   оживитъ предметъ. Фантастической аллегоріи также нечего много бояться:
   это самая простая и самая доступная для ребенка форма, въ которой можно
   провести идею о правдѣ, о милосердіи, состраданіи и любви къ ближнему.
   Наконецъ фантазію слѣдуетъ развивать уже потому, что она служитъ основа­
   ніемъ творчества: безъ нея человѣкъ былъ бы лишь мелкимъ изслѣдователемъ
   явленій, не способнымъ возвыситься до идеи, понимать жизнь въ ея общности
   338   339   340   341   342   343   344   345   346   347   348