Page 348 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 348
— 332 —
Когда ребенокъ сложитъ изъ лучинокъ все, что онъ видитъ въ комнатѣ,
слѣдовательно, что онъ строитъ уже изъ кубиковъ, дѣло пойдетъ очень живо,
и его обыкновенно займетъ какъ та легкость, съ которою онъ дѣлаетъ все,
на что только взглянетъ, такъ и совершенно другой видъ фигуръ въ срав
неніи съ тѣми, которыя у него выходили изъ кубиковъ.
— Отчего это стулья, столы и все другое, что ты дѣлалъ изъ куби
ковъ, у тебя выглядѣли иначе, чѣмъ теперь, когда ты ихъ дѣлаешь изъ лу
чинокъ? Возьми кубикъ и лучинку и посмотри, какая между ними разница?—
У куба всѣ стороны равны: что внизу, что сверху, что по бокамъ; даже всѣ
ребры одной величины. Совсѣмъ другое лучинка. Она длинная, большая,
гораздо больше и длиннѣе даже того ящика, въ которой уложены 8 куби
ковъ. Кромѣ того у лучинки только противоположная стороны равны между
собой. Спереди и сзади одинаково гладкія, широкія плоскости, на которыя
и можно положить ее куда угодно. Но лишь только вы кладете ее на одну
изъ узкихъ, боковыхъ сторонъ, лучинка тотчасъ падаетъ и ложится на свою
широкую сторону. Между тѣмъ кубикъ на всѣхъ сторонахъ стоитъ одинаково
хорошо, а это оттого, что всѣ стороны его одинаково широки. У лучинки
ребра тоже не равныя. Оба ребра съ одной стороны и два другія съ дру
гой—одной величины, точно также и ребра сверху и снизу равны между
собой. Но ребра, что на концахъ, гораздо короче тѣхъ, что идутъ въ длину
лучинки. Сосчитай ребра, углы и плоскости у лучинки и кубика. Одина
ковое ли у нея съ кубикомъ число гладкихъ сторонъ, или плоскостей, ребръ,
угловъ? Скажи, какихъ предметовъ, изъ тѣхъ что ты видишь здѣсь, никакъ
нельзя сдѣлать ни изъ кубиковъ, ни изъ лучинокъ? — Мячика нельзя пред
ставить, шарика... Дурно выходятъ всѣ круглые предметы. Посмотри теперь
на столъ съ посудой, — что изъ того, что ты видишь, нельзя построить изъ
кубиковъ и что можно сдѣлать изъ лучинокъ? — Стаканъ, рюмку, суповую
чашку хотя какъ нибудь, а всетаки можно изобразить на лучинкахъ, а изъ
кубиковъ никакъ нельзя. — Такъ сдѣлай же эти предметы... Ты сдѣлала
рюмку, покажи, гдѣ же у тебя подставка, гдѣ ножка, куда будешь вливать
вино? — А вотъ это, мама, болтаетъ ребенокъ, прибавляя сверху еще лу
чинку, — это я крышку устроила... Теперь лѣто, и мы только что успѣемъ
налить вина, туда сейчасъ упадетъ муха... для этого я и приготовляю
крышку. —Ребенокъ очень хорошо знаетъ, что въ рюмку, сдѣланную изъ лу
чинокъ, не нальешь вина, но онъ во всемъ уже привыкъ представлять себѣ
полную картину, а разумное веденіе механическихъ занятій необыкновенно
развиваетъ въ немъ анализъ, живость и воспріимчивость къ окружающему.
Наконецъ вы объясняете, что лучинками мы означаемъ лишь краешки пред
метовъ, очертанія, а кубикъ весь сплошной, и при этомъ показываете, какъ
четырьмя лучинами можно образовать одну сторону кубика.
— Теперь все, что ты мнѣ сдѣлала изъ лучинокъ, нарисуй въ тетради,
которая разлинована сѣтью.
Рисованіе по сѣти линій въ различныхъ положеніяхъ необыкновенно
полезно. Оно подготовляетъ руку и пальцы ребенка къ четкому письму,
служитъ хорошимъ пособіемъ и подготовленіемъ къ рисованію съ натуры.
Если вы прямо начнете учить рисовать съ натуры, то ничего не добьетесь:
пока рука не довольно упражнялась въ черченіи прямыхъ, кривыхъ, горизон
тальныхъ и отвѣсныхъ линій, при изображеніи различныхъ предметовъ, ри
сунокъ его всегда будетъ неправиленъ. Кромѣ того, рисованіе знакомыхъ
предметовъ, прежде построенныхъ изъ кубиковъ и сложенныхъ изъ лучинокъ,
поможетъ ребенку еще глубже вникнуть въ окружающее, еще ближе позна