Page 348 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 348

— 332 —

         Когда ребенокъ сложитъ изъ лучинокъ все, что онъ видитъ въ комнатѣ,
    слѣдовательно, что онъ строитъ уже изъ кубиковъ, дѣло пойдетъ очень живо,
   и его обыкновенно займетъ какъ та легкость, съ которою онъ дѣлаетъ все,
   на что только взглянетъ, такъ и совершенно другой видъ фигуръ въ срав­
   неніи съ тѣми, которыя у него выходили изъ кубиковъ.
         — Отчего это    стулья, столы и все другое,    что ты дѣлалъ изъ куби­
   ковъ, у тебя выглядѣли иначе, чѣмъ теперь, когда ты ихъ дѣлаешь изъ лу­
   чинокъ? Возьми кубикъ и лучинку и посмотри, какая между ними разница?—
   У куба всѣ стороны равны: что внизу, что сверху, что по бокамъ; даже всѣ
   ребры одной величины.     Совсѣмъ другое лучинка.     Она длинная, большая,
   гораздо больше и длиннѣе даже того ящика, въ которой уложены 8 куби­
   ковъ. Кромѣ того у лучинки только противоположная стороны равны между
   собой. Спереди и сзади одинаково гладкія, широкія плоскости, на которыя
   и можно положить ее куда угодно. Но лишь только вы кладете ее на одну
   изъ узкихъ, боковыхъ сторонъ, лучинка тотчасъ падаетъ и ложится на свою
   широкую сторону. Между тѣмъ кубикъ на всѣхъ сторонахъ стоитъ одинаково
   хорошо,   а это оттого, что всѣ стороны его одинаково широки. У лучинки
   ребра тоже не равныя.    Оба ребра съ одной стороны и два другія съ дру­
   гой—одной величины, точно также и ребра сверху и снизу равны между
   собой. Но ребра, что на концахъ, гораздо короче тѣхъ, что идутъ въ длину
   лучинки. Сосчитай ребра, углы и плоскости у лучинки и кубика. Одина­
   ковое ли у нея съ кубикомъ число гладкихъ сторонъ, или плоскостей, ребръ,
   угловъ? Скажи, какихъ предметовъ, изъ тѣхъ что ты видишь здѣсь, никакъ
   нельзя сдѣлать ни изъ кубиковъ, ни изъ лучинокъ? — Мячика нельзя пред­
   ставить, шарика... Дурно выходятъ всѣ круглые предметы. Посмотри теперь
   на столъ съ посудой, — что изъ того, что ты видишь, нельзя построить изъ
   кубиковъ и что можно сдѣлать изъ лучинокъ? — Стаканъ, рюмку, суповую
   чашку хотя какъ нибудь, а всетаки можно изобразить на лучинкахъ, а изъ
   кубиковъ никакъ нельзя. — Такъ сдѣлай же эти предметы...          Ты сдѣлала
   рюмку, покажи, гдѣ же у тебя подставка,      гдѣ ножка, куда будешь вливать
   вино? — А вотъ это, мама, болтаетъ ребенокъ, прибавляя сверху еще лу­
   чинку, — это я крышку устроила...     Теперь лѣто, и мы только что успѣемъ
   налить вина, туда сейчасъ упадетъ муха... для этого я и приготовляю
   крышку. —Ребенокъ очень хорошо знаетъ, что въ рюмку, сдѣланную изъ лу­
   чинокъ, не нальешь вина, но онъ во всемъ уже привыкъ представлять себѣ
   полную картину, а разумное веденіе механическихъ занятій необыкновенно
   развиваетъ въ немъ анализъ, живость и воспріимчивость къ окружающему.
   Наконецъ вы объясняете, что лучинками мы означаемъ лишь краешки пред­
   метовъ, очертанія, а кубикъ весь сплошной, и при этомъ показываете, какъ
   четырьмя лучинами можно образовать одну сторону кубика.
        — Теперь все, что ты мнѣ сдѣлала изъ лучинокъ, нарисуй въ тетради,
   которая разлинована сѣтью.
        Рисованіе по    сѣти линій въ различныхъ положеніяхъ необыкновенно
   полезно. Оно подготовляетъ руку и пальцы ребенка къ четкому письму,
   служитъ хорошимъ пособіемъ и подготовленіемъ къ рисованію съ натуры.
   Если вы прямо начнете учить рисовать съ натуры, то ничего не добьетесь:
  пока рука не довольно упражнялась въ черченіи прямыхъ, кривыхъ, горизон­
   тальныхъ и отвѣсныхъ линій,     при изображеніи различныхъ предметовъ, ри­
   сунокъ  его всегда будетъ неправиленъ.     Кромѣ того, рисованіе знакомыхъ
   предметовъ, прежде построенныхъ изъ кубиковъ и сложенныхъ изъ лучинокъ,
   поможетъ ребенку еще глубже вникнуть въ окружающее, еще ближе позна­
   343   344   345   346   347   348   349   350   351   352   353