Page 350 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 350

— 334 —

   плитка вдвое длиннѣе кубика. А вотъ еще какая разница: кубъ какъ ни
   поставь, онъ все имѣетъ одинъ и тотъ же видъ; плитка напротивъ: положишь ее
   на одинъ изъ ея длинныхъ узкихъ боковъ, и передъ тобою—стѣнка, поста­
   вишь на короткую узкую сторону,—она такъ высока, какъ два кубика, другъ
   на друга положенные; положите ее плашмя, и она ниже куба. Но насколько
   плитка, положенная плашмя, ниже куба, на этотъ вопросъ ребенокъ не мо­
   жетъ тотчасъ отвѣтить; онъ прежде подвигаетъ кубикъ къ плиткѣ, чтобы
   вымѣрить. Когда онъ убѣждается, что плитка ниже, кладетъ на нее другую
   плитку, опять подвигаетъ къ нимъ кубикъ и съ радостью говорить: двѣ плитки,
   положенныя плашмя, равны по высотѣ одному кубу.
      Когда ребенокъ ясно понимаетъ сходство и разницу между этими двумя
   тѣлами, можно мало­по­малу (но съ большою осторожностію) знакомить его
   съ первыми, но весьма немногими геометрическими терминами. Читатель пом­
   нитъ, вѣроятно, что онъ уже знакомъ съ шаромъ, цилиндромъ и ку6омъ\ те­
   перь на кубѣ мы объясняемъ ребенку, что такое вертикальная п горизон­
   тальная линіи. Ты стоишь; въ какомъ ты теперь положеніи: въ вертикаль­
   номъ или горизонтальномъ? Если ты въ вертикальномъ положеніи, то можешь
   ли очутиться въ горизонтальномъ положеніи? Такъ когда же обыкновенно ты
   принимаешь горизонтальное положеніе: днемъ или ночью? Покажи въ ком­
   натѣ, гдѣ вертикальная линія и гдѣ горизонтальная?
        Послѣ этого вы складываете изъ бумаги правильный квадратъ и про­
   сите ребенка указать тѣ же линіи. Сколько же въ этой бумажкѣ вертикаль­
   ныхъ, сколько горизонтальныхъ линій? Если двѣ вертикальныхъ, то          одну
   изъ нихъ какъ можно назвать? Если одна—правая вертикальная, а другую
   какъ назовешь? Если одна верхняя горизонтальная, —а другая? Не можешь­
   ли съ этой бумажкой сдѣлать такъ, чтобы лѣвая вертикальная стала верх­
   ней горизонтальной? Такъ если ты перевернешь бумажку, что будетъ съ дру­
   гими ея сторонами? и т. д.
        Конечно, если вы зададитесь цѣлью сразу познакомить ребенка съ двумя
   линіями, то объясненія ваши будутъ сухи уже по одному тому, что долго
   придется толковать ему, прежде чѣмъ онъ это усвоитъ себѣ совершенно со­
   знательно. Вотъ почему, какъ мы предупредили раньше, къ подобнымъ бесѣ­
   дамъ слѣдуетъ приступать съ необыкновенною постепенностью.
        Будемъ продолжать дальнѣйшее знакомство ребенка съ плиткою.
         — Посмотри въ нашей комнатѣ, какіе предметы хотя нѣсколько напо­
   минаютъ тебѣ плитку?
         Въ пять лѣтъ ребенокъ на такой вопросъ не только долженъ назвать
   предметы, имѣющіе сходство съ плиткою, но, осмотрѣвъ внимательно всю
    комнату, вести болѣе или менѣе связный разговоръ и, называя подходящіе
   предметы, разсказать, чѣмъ и какъ они измѣнены для той или другой цѣли.
         — Шкафы одной формы съ плиткою; только они, конечно, несравненно
   больше и шире; въ нихъ сдѣланы полки для книгъ, вставлено стекло, чтобы
   видѣть, какія лежатъ книги. Ничего этого нѣтъ въ плиткѣ: она маленькая,
   внутри ничего не лежитъ, и назначена она для дѣтской игры. Больше еще
   похожа плитка на книгу, а разница между ними та, что у книги съ трехъ
    сторонъ выемка, а съ четвертой — корешокъ имѣетъ видъ нѣсколько округ­
    лый. Но самое большое сходство съ плиткой имѣетъ вещь, которая впрочемъ
    не въ комнатѣ, а на дворѣ: я говорю о кирпичахъ. Посмотри сама, мама,
    какъ похожи всѣ эти кирпичики, вотъ такъ, какъ они теперь лежатъ для
    того, чтобы просохнуть на солнышкѣ... и я такъ сложу свои плитки.
         Такимъ образомъ ребенокъ не только сознательно усвоилъ формы тѣлъ,
   345   346   347   348   349   350   351   352   353   354   355