Page 347 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 347

— 331 —

   зиму. А сколько тутъ истинно человѣческихъ, чистыхъ наслажденій! Только
   при наблюденіяхъ такого рода нужно давать дѣтямъ больше свободы; нельзя
   назначить ему время: вотъ тогда­то подходи къ растеніямъ, тогда разсмат­
   ривай тотъ или другой горшокъ. Часто ребенку вдругъ захочется и при за­
   нятіяхъ съ вами сбѣгать взглянуть на свои цвѣточки.
        Когда послѣ этого ребенокъ запроситъ работы, ему можно дать раскла­
   дывать лучины. Лучины эти должны быть въ полъ­аршина, гладко выстро­
   ганы и на обоихъ концахъ имѣть по дырочкѣ; эти дырочки скрѣпляютъ
   ниткою и употребляютъ ихъ какъ складной аршинъ.           Такими лучинками
   можно измѣрять комнату и различные предметы. Но когда дѣти расклады­
   ваютъ на полу лучинки, онѣ не должны быть связаны.
        Какъ спички, такъ и лучинки могутъ складываться,          за небольшими
   исключеніями, по однимъ и тѣмъ же рисункамъ.         Но работы изъ спичекъ
   требуютъ уже довольно болыпаго навыка, и потому лучше всего занимать
   ими ребенка послѣ 5­ти лѣтъ, когда онъ уже привыкъ выкладывать изъ ку­
   биковъ и лучинокъ предметы, которые его окружаютъ. При этомъ замѣтимъ,
   что ребенку сначала никогда не слѣдуетъ давать рисунка въ руки: пусть
   онъ прежде всего внимательно смотритъ на дѣйствительный предмета, хорошо
   замѣтитъ его очертанія, подумаетъ, что въ немъ можно изобразить линіями,
   что главное и второстепенное въ каждомъ предметѣ, и потомъ уже попро­
   буетъ строить, или складывать изъ лучинъ, или изъ спичекъ. Воспитатель,
   конечно, присутствуете при этихъ работахъ, помогаетъ ребенку, объясняетъ,
   совѣтуетъ. Но первымъ условіемъ должна быть самодѣятельность ребенка:
   вотъ почему, не смотря на все содѣйствіе со стороны воспитателя, ребенку
   не показываютъ рисунка. Нужно твердо помнить, что названныя работы
   даютъ дѣтямъ для того, чтобы пріучить ихъ во все вникать, все внимательно
   осматривать, т. е., чтобы развить ихъ наблюдательность, мышленіе и твор­
   чество. Но когда ребенка не затрудняетъ уже изображать въ кубикахъ, лу­
   чинкахъ, спичкахъ, и т. д. знакомыя ему тѣла, ограниченныя плоскостями,
   а круглые    предметы — кольцами и полукольцами, — тогда нечего бояться
   давать ему рисунки. Такому ребенку рисунки даютъ еще . большую пищу
   для фантазіи и ума.    Ребенокъ ловкій и привыкшій обращаться съ разум­
   нымъ, развивающимъ матеріаломъ изъ одного рисунка устроить и приду­
   маетъ множество новыхъ фигурокъ и красивыхъ формъ.—Итакъ на 20, на
   25 минутъ вы даете заняться лучинами. Ребенокъ начинаетъ раскладывать
   ихъ на болыпомъ столѣ, а то и просто на полу. —Вотъ ты только что осмат­
   ривалъ бобы и другія свои растенія, сдѣлаемъ изъ лучинокъ горшокъ съ
   деревцемъ. .
         — Да вѣдь горшокъ круглый, а лучина длинная... Какъ же можно изъ
    нея сдѣлать горшокъ?
         — Пожалуй, попробую... Только у донышка будутъ углы... Да что за бѣда,
    лишь бы все было что есть въ горшкѣ. А въ растеніи сдѣлаю только одинъ
    стебелекъ и вѣточки: листики нельзя показать лучинками, — онѣ велики для
    нихъ. — Вотъ и чудесно вышелъ горшокъ съ растеніемъ. А не знаешь ­ли,
    какъ­бы изъ этой самой фигурки сдѣлать что­нибудь, тоже тебѣ знакомое:
    только, смотри, чтобы не испортить всю сдѣланную фигурку?— Я придумала:
    сниму донышко и боковыя лучинки банки, оборочу вѣточки внизъ, и у меня
    выйдетъ елка на подставкѣ. Вотъ на эти вѣточки мы въ Рождество вѣшали
    большіе пряники, сюда золотые и серебряные орѣхи, тутъ висѣли зажженые
    фонарики... Взяла прочь подставку, и у меня елка такъ, какъ она стоить
    въ землѣ; корней не видать,—они въ землѣ, а только сучки, да вѣточки.
   342   343   344   345   346   347   348   349   350   351   352