Page 349 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 349

— 333 —

   комиться со всѣмъ, что онъ видить передъ собою.      Да и зачѣмъ лишать его
   занятія, которое доставляетъ ему такъ много наслажденія? Своихъ построекъ
   онъ не можетъ сохранить, а тетрадка съ рисунками, и много времени спустя,
   доставить ему пріятныя воспоминанія.—Въ это время можетъ также начаться
   и плетеніе бумажекъ, только самое первоначальное черезъ одну, черезъ двѣ,
   черезъ три полоски. Узоровъ еще никакихъ не придется дѣлать. — А какъ
   распредѣлять занятія, мы уже достаточно показали.
        Въ такихъ занятіяхъ и работахъ проходитъ у насъ полъ­года. Ребенокъ
   замѣтно выросъ за это время умственно и физически. Наступило лѣто; ра­
   боты молшо давать посложнѣе, наблюденія становятся болѣе опредѣленными.
   Онъ уже умѣетъ строить изъ кубиковъ все, что есть въ комнатѣ, придумалъ
   много такого, чего вамъ самимъ и на умъ не приходило. Когда ребенку испол­
   нится пять лѣтъ, ему можно дать четвертый, даръ Фребеля. Мы видѣли выше,
   что онъ содержите и для чего назначается; теперь мы постараемся прибрать
   бесѣды, подходящія къ этому занятію. Повторяемъ, что представляемыми нами
   примѣрами должно воспользоваться не для одного раза, а для весьма мно­
   гихъ бесѣдъ, пока тотъ или другой вопросъ не будетъ усвоенъ совершенно
   сознательно.
        Вы берете оба ящика, т. е. 3­й даръ, или кубъ, раздѣленный на 8 ку­
   биковъ, и 4­й даръ — кубъ, раздѣленный на 8 плитокъ, опрокидываете ихъ
   къ низу крышкой, которую и вытягиваете сразу такъ, чтобы деревяшки того
   и другаго ящика вполнѣ сохранили порядокъ, въ которомъ онѣ въ немъ ле­
   жали. Какую форму имѣютъ эти деревяшки, вотъ такъ сложенныя?—Форму
   куба. — А эти?—Это одна и та же формам а что я говорю правду, мама, это
   я сейчасъ тебѣ докажу...—Ребенокъ беретъ плитки 4­го дара и кладетъ ихъ
   въ ящикъ 3­го дара. Видишь, онѣ сюда такъ же аккуратно пришлись, какъ и
   кубики...
        — Вѣрно, но теперь возьми одну деревяшку изъ одного ящика, а дру­
   гую изъ другаго... Есть между ними какая нибудь разница, или нѣтъ?
        — Есть, большая даже разница, только я не могу понять, какъ это
   такъ? Я пересчитала, и ихъ столько же, сколько и кубиковъ: какъ тѣхъ 8,
   такъ и этихъ 8; когда ихъ сложишь вмѣстѣ, и тѣ, и другія имѣютъ форму
   куба одной и той же величины!
        —г Если ты этого не понимаешь, такъ положи тѣ деревяшки, которыя
   взяла, въ томъ самомъ порядкѣ, какъ я тебѣ ихъ показала въ первый разъ...
   Ну, смотри, какъ разрѣзанъ этотъ кубъ (указывая на кубъ 3­го дара)?
        — Этотъ кубъ разрѣзанъ пополамъ въ длину, ширину и высоту.—Те­
   перь возьмемъ кубъ изъ плитокъ (4­й даръ). Въ немъ проведенъ одинъ раз­
   рѣзъ по длинѣ и три разрѣза по высотѣ. —Возьми теперь одинъ кубикъ и
   плитку и найди между ними сходство и разницу.
        — Обѣ вещи деревянныя; каждая изъ нихъ составляет ь 8­мую часть
   куба, — помѣщаются въ одинаковыхъ деревянныхъ ящикахъ; у кубика 6 глад­
   кихъ сторонъ, етолько­же и у этой плитки; какъ у кубика 12 реберъ, такъ
   и у плитки; у обоихъ у нихъ и одинаковое, число угловъ; какъ кубикъ стоить
   на столѣ на всѣхъ своихъ гладкихъ сторонахъ, такъ и плитка; какъ изъ
   кубиковъ можно строить стулья, столы и диваны и т. под., такъ и           изъ
   плитокъ.
        — Какая­же между ними разница?
        — Плитка длиннѣе кубика. Посмотримъ, во сколько разъ она длиннѣе
   кубика?—Ребенокъ кладетъ плитку и сверху ставить на нее одинъ за однимъ
   два кубика...—Видишь, на плиткѣ можно умѣстить два кубика,—значить,
   344   345   346   347   348   349   350   351   352   353   354