Page 349 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 349
— 333 —
комиться со всѣмъ, что онъ видить передъ собою. Да и зачѣмъ лишать его
занятія, которое доставляетъ ему такъ много наслажденія? Своихъ построекъ
онъ не можетъ сохранить, а тетрадка съ рисунками, и много времени спустя,
доставить ему пріятныя воспоминанія.—Въ это время можетъ также начаться
и плетеніе бумажекъ, только самое первоначальное черезъ одну, черезъ двѣ,
черезъ три полоски. Узоровъ еще никакихъ не придется дѣлать. — А какъ
распредѣлять занятія, мы уже достаточно показали.
Въ такихъ занятіяхъ и работахъ проходитъ у насъ полъгода. Ребенокъ
замѣтно выросъ за это время умственно и физически. Наступило лѣто; ра
боты молшо давать посложнѣе, наблюденія становятся болѣе опредѣленными.
Онъ уже умѣетъ строить изъ кубиковъ все, что есть въ комнатѣ, придумалъ
много такого, чего вамъ самимъ и на умъ не приходило. Когда ребенку испол
нится пять лѣтъ, ему можно дать четвертый, даръ Фребеля. Мы видѣли выше,
что онъ содержите и для чего назначается; теперь мы постараемся прибрать
бесѣды, подходящія къ этому занятію. Повторяемъ, что представляемыми нами
примѣрами должно воспользоваться не для одного раза, а для весьма мно
гихъ бесѣдъ, пока тотъ или другой вопросъ не будетъ усвоенъ совершенно
сознательно.
Вы берете оба ящика, т. е. 3й даръ, или кубъ, раздѣленный на 8 ку
биковъ, и 4й даръ — кубъ, раздѣленный на 8 плитокъ, опрокидываете ихъ
къ низу крышкой, которую и вытягиваете сразу такъ, чтобы деревяшки того
и другаго ящика вполнѣ сохранили порядокъ, въ которомъ онѣ въ немъ ле
жали. Какую форму имѣютъ эти деревяшки, вотъ такъ сложенныя?—Форму
куба. — А эти?—Это одна и та же формам а что я говорю правду, мама, это
я сейчасъ тебѣ докажу...—Ребенокъ беретъ плитки 4го дара и кладетъ ихъ
въ ящикъ 3го дара. Видишь, онѣ сюда такъ же аккуратно пришлись, какъ и
кубики...
— Вѣрно, но теперь возьми одну деревяшку изъ одного ящика, а дру
гую изъ другаго... Есть между ними какая нибудь разница, или нѣтъ?
— Есть, большая даже разница, только я не могу понять, какъ это
такъ? Я пересчитала, и ихъ столько же, сколько и кубиковъ: какъ тѣхъ 8,
такъ и этихъ 8; когда ихъ сложишь вмѣстѣ, и тѣ, и другія имѣютъ форму
куба одной и той же величины!
—г Если ты этого не понимаешь, такъ положи тѣ деревяшки, которыя
взяла, въ томъ самомъ порядкѣ, какъ я тебѣ ихъ показала въ первый разъ...
Ну, смотри, какъ разрѣзанъ этотъ кубъ (указывая на кубъ 3го дара)?
— Этотъ кубъ разрѣзанъ пополамъ въ длину, ширину и высоту.—Те
перь возьмемъ кубъ изъ плитокъ (4й даръ). Въ немъ проведенъ одинъ раз
рѣзъ по длинѣ и три разрѣза по высотѣ. —Возьми теперь одинъ кубикъ и
плитку и найди между ними сходство и разницу.
— Обѣ вещи деревянныя; каждая изъ нихъ составляет ь 8мую часть
куба, — помѣщаются въ одинаковыхъ деревянныхъ ящикахъ; у кубика 6 глад
кихъ сторонъ, етолькоже и у этой плитки; какъ у кубика 12 реберъ, такъ
и у плитки; у обоихъ у нихъ и одинаковое, число угловъ; какъ кубикъ стоить
на столѣ на всѣхъ своихъ гладкихъ сторонахъ, такъ и плитка; какъ изъ
кубиковъ можно строить стулья, столы и диваны и т. под., такъ и изъ
плитокъ.
— Какаяже между ними разница?
— Плитка длиннѣе кубика. Посмотримъ, во сколько разъ она длиннѣе
кубика?—Ребенокъ кладетъ плитку и сверху ставить на нее одинъ за однимъ
два кубика...—Видишь, на плиткѣ можно умѣстить два кубика,—значить,