Page 25 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 25
— 9 —
ужасно, когда мужъ на сторонѣ заводилъ какую нибудь интригу: тогда
придиркамъ и побоямъ не было конца. Частые побои доводили многихъ
женщинъ до сумашествія; иному мужу удавалось заколотить свою жену до
смерти, но ответственности ему за это не приходилось нести, лишь бы жена
умерла не внезапно. Если смерть медлила придти на выручку несчастной,
истязанія производились съ удвоеннымъ стараніемъ; при этомъ мужъ совѣ
товалъ ей убираться въ монастырь. Въ такомъ отчаянномъ положеніи ей
ничего не оставалось, какъ исполнить его желаніе. Если въ монастырѣ
ея не ожидало счастье, тамъ, по крайней мѣрѣ, она находила душевный по
кой и избавлялась отъ истязаній.
Не всегда однако жена безропотно переносила свои мученія. Бойкія
женщины осыпали мужей градомъ ругательствъ, иныя даже отравляли ихъ, а
были и такія, что мстили доносами. Законы того времени неодинаково карали
членовъ семьи за одни и тѣ же преступленія. Если жена отравляла или
убивала своего мужа, ее живую закапывали въ землю до плечъ и оставляли
въ такомъ положеніи, пока смерть не являлась ей на выручку; но если мужъ
совершалъ такое же преступленіе относительно жены, онъ несъ кару, какъ
за обыкновенное убійство. Если сынъ или дочь убивали отца или мать, имъ
полагалась смертная казнь безъ всякой пощады. Наоборотъ, родителей не
казнили смертью за убійство дѣтей, а лишь сажали на годъ въ тюрьму. За
грубость дѣтей въ отношеніи родителей законъ повелѣвалъ бить ихъ кну
томъ и не допускалъ никакихъ жалобъ дѣтей на своихъ родителей.
Жестокія кары и строго охраняемая замкнутость семейнаго очага не
только не улучшили семейной нравственности, но окончательно растлили нравы
и внесли во всѣ слои общества самый возмутительный развратъ, а въ отноше
ніяхъ членовъ семьи другъ къ другу —полный разладъ и ненависть. Несмотря
на всю строгость теремнаго затворничества, женщины предавались пьянству
и распутству. Для интригъ съ чужими женами существовали даже особыя
спеціальныя посредницы. Да и какъ было лсенщинамъ не предаваться раз
врату, когда онѣ вели совершенно праздную жизнь. Обычными развлеченіями
терема, кромѣ вышиванія и нарядовъ, служили никогда не прекращавшіяся
дрязги, брань, интриги, сплетни, ссоры и жестокія потасовки.
Господа обращались съ рабами, которыхъ при каждомъ домѣ было вели
кое множество, самымъ возмутительнымъ образомъ. Мало того, что плеть или
палка гуляла по ихъ спинамъ за самую ничтожную провинность, но госпо
динъ нерѣдко насиловалъ своихъ рабынь, не обращая вниманія на ихъ мужей,
отцовъ и матерей. Нобои нерѣдко кончались смертію холоповъ, тѣмъ болѣе,
что обыкновенно это легко сходило съ рукъ господамъ. При этомъ рѣдкій го
сподинъ заботился о томъ, чтобы его слуги были, по крайней мѣрѣ, сыты
и одѣты. Слуги работали изъподъ палки, не возмущаясь не только пинками,
но даже и увѣчьями, не имѣя ни малѣйшаго представленія о томъ, что отно
шеніе къ нимъ господина должно быть иное. Холопъ того времени могъ пре
терпѣвать всевозможныя муки и увѣчья отъ руки своего господина, но въ
то же время съ опасностью жизни отстаивалъ его честь; но, при случаѣ,
самый преданный слуга могъ обмануть, обокрасть, подвести, убить и даже
предательски выдать своего хозяина. И понятно: рабское положеніе только и
можетъ вызвать рабскія чувства. Преданность и любовь раба имѣетъ другое
значеніе, чѣмъ преданпость и любовь свободнаго человѣка.
Какъ бы ни были преданы слуги господамъ, послѣдніе часто не кормили
ихъ до сыта, отводили имъ для жилищъ конуры и также плохо ихъ одѣвали.