Page 30 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 30

— 14 —

   господствовали   начала Домостроя. То и другое одинаково        вредно отзы­
   валось на развитіи самостоятельной мысли, общественныхъ идеаловъ и выработкѣ
   въ общесгвѣ критическихъ взглядовъ. Клерикально­византійское      направленіе
   развивало лишь узкую обрядность и мѣшало даже усвоенію истинно высокихъ
   христіанскихъ добродѣтелей, любви къ ближнему, рвенію къ честному выпол­
   нение общественныхъ обязанностей. При воспитаніи юношества руководились
   только однимъ стремленіемъ—воспитать его въ благовѣріи и благочестіи. Въ
   учрелѵдаемыхъ училищахъ (ихъ тогда было крайне недостаточно), преслѣдо­
   вали не умственно ­ образовательныя цѣли, не развитіе умственныхъ способно­
   стей, сужденія и мышленія, а исключительно изученіе внѣшнихъ христіанскихъ
   правилъ религіи, благонравія и смиренномудрія. Ещевъ концѣ ХУП вѣка отцы
   внушили сыновьямъ: „учися грамотѣ, учися и держати умъ, высочайшаго не
   ищи, глубочашюго—пе испытуй, но елико ти предано отъ Бога, си содержи",—
   однимъ словомъ, преимущественно передъ всѣмъ внушали страхъ передъ всякой
   попыткой исканія истины и укрѣпляли юношество лишь въ рабской покорности
   и угодливости.
        До Петра В. русскіе не путешествовали заграницею съ цѣлію пріобрѣ­
   тенія знаній, такъ какъ у насъ издавна существовало предубѣжденіе противъ
   западныхъ націй, ихъ образованности и науки. Вѣковое отчужденіе русскаго
   народа отъ общенія съ передовыми западно­европейскими націями въ высшей
   степени вредно отозвалось на развитіи нашей культуры и вслѣдствіе этого
   Россіявъумственномъ отношеніи весьма сильно отстала отъ западной Европы.
        Сношенія съ западомъ до Петра В. развивались очень медленно и туго,
   а гуманныя и общественныя идеи, существовавшія уже на западѣ, мало прони­
   кали къ намъ, да и не могли быть усвоены тогдашнимъ русскимъ обществомъ.
   Къ тому же нужно замѣтить, что вообще всѣ вѣянія и идеи запада переходили
   къ намъ обыкновенно гораздо позже, нерѣдко запаздывая на цѣлое столѣтіе, а
   то и болѣе, и при этомъ отраясались у насъ несравненно слабѣе, чѣмъ тамъ,
   а чаще всего не оставляли у насъ ни малѣйшаго слѣда.
        Вотъ какъ неблагопріятны были историческія условія, вліявшія на умствен­
   ное и нравственное развитіе русскаго человѣка въ XVI и ХѴІІ столѣтіямъ.
   25   26   27   28   29   30   31   32   33   34   35