Page 30 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 30
— 14 —
господствовали начала Домостроя. То и другое одинаково вредно отзы
валось на развитіи самостоятельной мысли, общественныхъ идеаловъ и выработкѣ
въ общесгвѣ критическихъ взглядовъ. Клерикальновизантійское направленіе
развивало лишь узкую обрядность и мѣшало даже усвоенію истинно высокихъ
христіанскихъ добродѣтелей, любви къ ближнему, рвенію къ честному выпол
нение общественныхъ обязанностей. При воспитаніи юношества руководились
только однимъ стремленіемъ—воспитать его въ благовѣріи и благочестіи. Въ
учрелѵдаемыхъ училищахъ (ихъ тогда было крайне недостаточно), преслѣдо
вали не умственно образовательныя цѣли, не развитіе умственныхъ способно
стей, сужденія и мышленія, а исключительно изученіе внѣшнихъ христіанскихъ
правилъ религіи, благонравія и смиренномудрія. Ещевъ концѣ ХУП вѣка отцы
внушили сыновьямъ: „учися грамотѣ, учися и держати умъ, высочайшаго не
ищи, глубочашюго—пе испытуй, но елико ти предано отъ Бога, си содержи",—
однимъ словомъ, преимущественно передъ всѣмъ внушали страхъ передъ всякой
попыткой исканія истины и укрѣпляли юношество лишь въ рабской покорности
и угодливости.
До Петра В. русскіе не путешествовали заграницею съ цѣлію пріобрѣ
тенія знаній, такъ какъ у насъ издавна существовало предубѣжденіе противъ
западныхъ націй, ихъ образованности и науки. Вѣковое отчужденіе русскаго
народа отъ общенія съ передовыми западноевропейскими націями въ высшей
степени вредно отозвалось на развитіи нашей культуры и вслѣдствіе этого
Россіявъумственномъ отношеніи весьма сильно отстала отъ западной Европы.
Сношенія съ западомъ до Петра В. развивались очень медленно и туго,
а гуманныя и общественныя идеи, существовавшія уже на западѣ, мало прони
кали къ намъ, да и не могли быть усвоены тогдашнимъ русскимъ обществомъ.
Къ тому же нужно замѣтить, что вообще всѣ вѣянія и идеи запада переходили
къ намъ обыкновенно гораздо позже, нерѣдко запаздывая на цѣлое столѣтіе, а
то и болѣе, и при этомъ отраясались у насъ несравненно слабѣе, чѣмъ тамъ,
а чаще всего не оставляли у насъ ни малѣйшаго слѣда.
Вотъ какъ неблагопріятны были историческія условія, вліявшія на умствен
ное и нравственное развитіе русскаго человѣка въ XVI и ХѴІІ столѣтіямъ.