Page 28 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 28
— 12 —
потѣшали простой народъ на улицахъ, но ихъ приглашали даже въ дома во
время пировъ и для сопровожденія свадебнаго поѣзда.
Не менѣе грубою и не менѣе распространенною забавою служили
кулачные и палочные бои. Кулачные бойцы наносили другъ другу жестокіе
удары въ грудь, лицо и животъ; кровь лилась ручьями, многіе выходили изъ
этихъ битвъ калѣками, другихъ выносили мертвыми.
Но самыми гибельными забавами въ нравственномъ и матеріальномъ
отношеніи были зрѣлища звѣриньтхъ травлей: медвѣдей заставляли сражаться
съ собаками и людьми. Государи и знатные люди любили эту дикую забаву,
меягду тѣмъ она нерѣдко кончалась увѣчьемъ или смертью борца. Къ тому
же звѣриныя травли сильно раззоряли народъ. Прежде чѣмъ устраивалась
такая потѣха, народъ сгоняли толпами на охоту, во время которой тенетами
ловили живыхъ медвѣдей и волковъ. Въ мѣстахъ, предназначенныхъ для
охоты, людей держали по нѣскольку дней, отрывая ихъ отъ спѣшныхъ земле
дѣльческихъ работъ. Раззорительные пиры, азіатская роскошь въ одеждѣ,
полное ничего недѣланіе—все это требовало болылихъ средствъ и содѣйство
вало развитію лихоимства среди тогдашней администраціи, которая высасывала
всѣ соки изъ жителей довѣренныхъ ея управленію областей. Ничѣмъ не
ограниченный произволъ повсемѣстно царилъ въ судопроизводствѣ. Дѣла
рѣшалисьвъпользу того, кто могъдать взятку побольше; бѣднякъ нигдѣ ненаходилъ
себѣ защиты и всегда оставался виноватымъ. Взяточничество развивало страш
ную жадность къ деньгамъ: начальники не только брали взятки, но обирали
до нитки людей, имѣвшихъ до нихъ какое либо дѣло.
Если русскій народъ въ описываемую нами эпоху и утратилъ старыя
формы язычества, то все таки его духъ сохранился въ самыхъ христіанскихъ
вѣрованіяхъ. Мало того, народъ, не имѣвшій при полномъ невѣжествѣ ни
малѣйшаго здраваго понятія о явленіяхъ природы, всецѣло находился подъ
вліяніемъ ея таинственныхъ силъ: затмѣніе солнца, появленіе кометы, все это
наводило ужасъ, страхъ, уныніе, нерѣдко вызывало даже настоящее волненіе.
Жизнь каждаго русскаго человѣка, по степени большей или меньшей его
склонности къ мистицизму, вся была управляема примѣтами, каждый звукъ
въ природѣ, самое обычное явлеяіе—все чтонибудь предвѣщало. Вѣрили въ
волшебниковъ и чародѣевъ, которые нашоптываніемъ могли измѣнить къ
лучшему или худшему судьбу человѣка. Существовала непоколебимая вѣра,
что растеніе, совершенно безвредное, можетъ быть убійственнымъ, если вол
шебство сообщить ему злокачественную силу. Каждый волшебникъ и вол
шебница имѣли .особую специальность и по роду занятій носили особое на
званіе: золхва, чародѣя, чаровницы, зелейщицы, снотолкователя, облакопро
гонника и т. п. до безконечности. Одни изъ нихъ заклинали змѣй и живот
ныхъ, другіе толковали сны, третьи повелѣвали небесной сферой и могли
наслать градъ, дождь, засуху, урожай или голодъ. Трудно исчислить весь
вредъ и по истинѣ жестокія послѣдствія отъ этихъ суевѣрій, одинаково рае
пространенныхъ во всѣхъ классахъ общества. Мужья узнавали о невѣрности
своихъ женъ отъ ворожеи, которая приходила къ извѣстному заключенію
посредствомъ различныхъ примѣтъ и часто совершенно невинную отдавала
мужа на расправу. Обвиняли то одного, то другаго въ томъ, что онъ на
шептываніемъ на хмѣль думалъ произвести моровое повѣтріе. Во дворцахъ
и царскихъ теремахъ постоянно обвиняли колдуновъ и колдуній въ порчѣ
царевенъ и царскихъ невѣстъ и казнили ихъ; но, не смотря на это, безъ
нихъ совершенно не могли обойтись, постоянно призывали ихъ въ царскіе