Page 27 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 27
— 11 —
бояръ, желая поживиться, разъѣзжали со своими слугами по посадамъ и
селамъ, заводили ссоры съ богатыми жителями, составляли челобитныя о
мнимыхъ грабежахъ и побояхъ и, пугая несчастныхъ жителей, что они да
дутъ ходъ своимъ челобитнымъ, брали съ нихъ отступное. Жители давали
какой угодно выкупъ, лишь бы избавиться отъ наѣздовъ приставовъ и раз
наго начальства, неизбѣжнаго при слѣдствіяхъ и страшно разорительнаго для
населенія. Въ тѣ времена многіе устраивали изъ доноса свою специальность,
ремесло. Хотя и въ то время доносчиковъ преслѣдовали и клеймили позоромъ,
но это мало дѣйствовало. Доносы болѣе всего поддерживались обычаемъ, по
которому доносчики пользовались правомъ на часть вознагражденія изъ иму
щества ими обвиненнаго. Въ распространеніи этого сорта людей виновато
было и правительство, которое само покровительствовало доносамъ, когда это
касалось его интересовъ, щедро натраждая за нихъ, а несчастныхъ, на ко
торыхъ дѣлали доносы, подвергало пыткамъ. Эта позорная язва клеветы, до
носа, ябеды и сутяжничества была распространена между всѣми классами
общества и совершенно вытравляла въ молодомъ поколѣніи все, что остава
лось еще маломальски честнаго и порядочнаго. Язва эта проявлялась въ са
мой разнообразной формѣ и порождала массу другихъ возмутительныхъ и от
талкивающихъ пороковъ—зависть, интриги, клевету. Понятно, что при такомъ
положеніи вещей не могло существовать ни откровенности, ни искренности,
и въ бесѣдахъ самыхъ близкихъ пріятелей сказывались осторожность и натяну
тость. Всѣ боялись другъ друга, такъ какъ позорная язва шпіонства, ябед
ничества, клеветы и наговоровъ проникала не только во всѣ классы общества,
но и въ самыя близкія родственныя отношенія.
Мало поучительнаго для юношества представляли и развлеченія нашихъ
предковъ: пиры, бывшіе тогда въ большомъ ходу, рѣдко кончались безъ же
сточайшихъ ссоръ, дрязгъ, драки изъза мѣстничества, пьянства и разгула.
Самыя пиршества проходили въ обжорствѣ и пьянствѣ; отъ мужчинъ не
отставали и женщины. Мало пить и ѣсть значило нанести оскорбленіе хо
зяину. Пить нерѣдко заставляли насильно, пуская въ ходъ даже побои. Знат
ные бояре не считали предосудительнымъ напиваться до потери сознанія, и
пьянство было общимъ порокомъ русскаго народа. Въ праздники по улицамъ
городовъ и деревень десятками валялись пьяные, которые нерѣдко замер
зали зимою. Духовенство въ пристрастіи къ вину перещеголяло другія
сословія.
Весьма распространеннымъ развлеченіемъ того времени были скоморохи.
Одни изъ нихъ играли на гудкѣ или били въ бубны и иные инструменты,
скорѣе притуплявшіе музыкальное чувство, чѣмъ раявивавшіе его; другіе
играли и плясали, тѣ показывали ученыхъ собакъ, эти — медвѣдей. Между
ними были и стихотворцы потѣшники, веселившіе народъ двусмысленными
прибаутками, и носильщики движущихся куколъ, поставленныхъ въ смѣшныя
или неприличныя позы. Нерѣдко народъ забавляли сценическими представ
леніями. Но что это были за представленія! Для этого скоморохи наряжались
въ странное скоморошное платье и надѣвали маски. Всѣ представленія ско
мороховъ, а также ихъ пѣсни и танцы были непристойны, двусмысленны,
соблазнительны и подавляли всякое чувство скромности и стыдливости. Между
тѣмъ этого рода увеселенія чрезвычайно увлекали народъ. Появленіе скомо
роховъ притягивало отовсюду толпы народа, и лишь только они начинали
пѣть, плясать и выкрикивать свои остроты, зрители сами принимались пѣть,
плясать, кривляться и старались перещеголять скомороховъ пошлымъ остро
уміемъ и грязными, непристойными тѣлодвиженіями. Скоморохи не только