Page 27 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 27

— 11 —

   бояръ, желая поживиться, разъѣзжали со своими слугами по посадамъ и
   селамъ, заводили ссоры съ богатыми жителями, составляли челобитныя о
   мнимыхъ грабежахъ и побояхъ и, пугая несчастныхъ жителей, что они да­
   дутъ ходъ своимъ челобитнымъ, брали съ нихъ отступное. Жители давали
   какой угодно выкупъ, лишь бы избавиться отъ наѣздовъ приставовъ и раз­
   наго начальства, неизбѣжнаго при слѣдствіяхъ и страшно разорительнаго для
   населенія. Въ тѣ времена многіе устраивали изъ доноса свою специальность,
   ремесло. Хотя и въ то время доносчиковъ преслѣдовали и клеймили позоромъ,
   но это мало дѣйствовало. Доносы болѣе всего поддерживались обычаемъ, по
   которому доносчики пользовались правомъ на часть вознагражденія изъ иму­
   щества ими обвиненнаго. Въ распространеніи этого сорта людей виновато
   было и правительство, которое само покровительствовало доносамъ, когда это
   касалось его интересовъ, щедро натраждая за нихъ, а несчастныхъ, на ко­
   торыхъ дѣлали доносы, подвергало пыткамъ. Эта позорная язва клеветы, до­
   носа, ябеды и сутяжничества была распространена между всѣми классами
   общества и совершенно вытравляла въ молодомъ поколѣніи все, что остава­
   лось еще мало­мальски честнаго и порядочнаго. Язва эта проявлялась въ са­
   мой разнообразной формѣ и порождала массу другихъ возмутительныхъ и от­
   талкивающихъ пороковъ—зависть, интриги, клевету. Понятно, что при такомъ
   положеніи вещей не могло существовать ни откровенности, ни искренности,
   и въ бесѣдахъ самыхъ близкихъ пріятелей сказывались осторожность и натяну­
   тость. Всѣ боялись другъ друга, такъ какъ позорная язва шпіонства, ябед­
   ничества, клеветы и наговоровъ проникала не только во всѣ классы общества,
   но и въ самыя близкія родственныя отношенія.
        Мало поучительнаго для юношества представляли и развлеченія нашихъ
   предковъ: пиры, бывшіе тогда въ большомъ ходу, рѣдко кончались безъ же­
   сточайшихъ ссоръ, дрязгъ, драки изъ­за мѣстничества, пьянства и разгула.
   Самыя пиршества проходили въ обжорствѣ и пьянствѣ;           отъ мужчинъ не
   отставали и женщины. Мало пить и ѣсть значило нанести оскорбленіе хо­
   зяину. Пить нерѣдко заставляли насильно, пуская въ ходъ даже побои. Знат­
   ные бояре не считали предосудительнымъ напиваться до потери сознанія, и
   пьянство было общимъ порокомъ русскаго народа. Въ праздники по улицамъ
   городовъ и деревень десятками валялись пьяные, которые нерѣдко замер­
   зали зимою. Духовенство въ пристрастіи къ вину перещеголяло             другія
   сословія.
        Весьма распространеннымъ развлеченіемъ того времени были скоморохи.
   Одни изъ нихъ играли на гудкѣ или били въ бубны и иные инструменты,
   скорѣе притуплявшіе музыкальное чувство, чѣмъ раявивавшіе его; другіе
   играли и плясали, тѣ показывали ученыхъ собакъ, эти — медвѣдей. Между
   ними были и стихотворцы ­ потѣшники, веселившіе народъ двусмысленными
   прибаутками, и носильщики движущихся куколъ, поставленныхъ въ смѣшныя
   или неприличныя позы. Нерѣдко народъ забавляли сценическими представ­
   леніями. Но что это были за представленія! Для этого скоморохи наряжались
   въ странное скоморошное платье и надѣвали маски. Всѣ представленія ско­
   мороховъ, а также ихъ пѣсни и танцы были непристойны, двусмысленны,
   соблазнительны и подавляли всякое чувство скромности и стыдливости. Между
   тѣмъ этого рода увеселенія чрезвычайно увлекали народъ. Появленіе скомо­
   роховъ притягивало отовсюду толпы народа, и лишь только они начинали
   пѣть, плясать и выкрикивать свои остроты, зрители сами принимались пѣть,
   плясать, кривляться и старались перещеголять скомороховъ пошлымъ остро­
   уміемъ и грязными, непристойными тѣлодвиженіями. Скоморохи не только
   22   23   24   25   26   27   28   29   30   31   32