Page 32 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 32
— 16 —
ленная жизнь колоніи привлекала къ себѣ и Петра В., который любилъ
посѣщать этотъ мирный уголокъ Москвы. Вѣроятно, здѣсь зародилась у Пет
ра мысль объ основаніи будущихъ ассамблей.
Однимъ изъ первыхъ распоряженій Петра Великаго было дополненіе
распоряженія патріарха Адріана. Петръ не только находилъ неразумнымъ
выдавать женщину замужъ противъ ея воли, но считалъ необходимым^ чтобы
молодые люди, прежде чѣмъ вступить въ бракъ, ближе познакомились другъ
съ другомъ. Для этого онъ въ 1702 году установилъ обрядъ обрученія за
шесть педѣль до вѣнчанія. Женихъ и невѣста, хотя бы въ присутствіи роди
телей, могли видѣться, и если бы они не понравились другъ другу, они добро
вольно могли разойтись, не сдѣлавъ на всю жизнь непоправимой ошибки.
Далеко не всѣ родители тотчасъ отказались отъ укоренившагося обычая зна
комить жениха и невѣсту только подъ вѣнцомъ, но все же это нововведеніе,
хотя и медленно, должно был© повліять на уменыненіе несчастныхъ браковъ.
Это было первое вторженіе государственной власти въ семейную жизнь рус
скаго народа. Необходимо замѣтить, что отсутствіе иниціативы, какъ въ обще
ственной, такъ и въ частной жизни, даже въ такомъ интимномъ дѣлѣ, какъ
семейное, очень рано сказывается въ русскомъ характерѣ, и эта черта ярко
выступаетъ во всей прошлой жизни русскаго человѣка. Не смотря на то, что
къ концу XVII ст., уже въ очень многихъ семьяхъ существовало сознаніе
вреда браковъ, заключаемыхъ исключительно по волѣ родителей, не смотря
на то, что многіе видѣли въ этомъ главную причину семейныхъ раздоровъ,
никто и не думалъ нарушать прежняго обычая.
Нельзя не обратить вниманія на эту характернѣйшую черту русскаго
человѣка, — мы говоримъ объ отсутствіи въ немъ какой бы то ни было ини
ціативы, даже въ интимной, семейной жизни, гдѣ культурный человѣкъ не
выноситъ никакого посторонняго вмѣшательства. Мея;ду тѣмъ у насъ, даже
для уничтоженія обычая, угнетавшаго семейную жизнь и лишавшаго супруговъ
счастія, должна была вмѣшаться государственная власть. Отсутствіе личной
иниціативы, какъ мы увидимъ ниже, продолжало развиваться и позже, пока
оно не сдѣлалось одной изъ основныхъ чертъ русской натуры. И въ настоя
щее время эта черта характера гибельно отзывается на многихъ сторонахъ
нашей жизни какъ общественной, такъ и семейной. При воспитаніи дѣтей
нужно имѣть въ виду эту выдающуюся, исторически сложившуюся черту ха
рактера русскаго человѣка, внимательнѣе останавливаться на индивидуальныхъ
свойствахъ ребенка, не подавлять ихъ, а вызывать къ развитію, давать болѣе
простора для дѣтской самодеятельности и мышленія, что обыкновенно обна
руживается въ желаніи ребенка высказывать свои мысли по поводу всѣхъ
явленій окружающей его жизни.
Вторженіе государственной власти въ семейныя дѣла вскорѣ сказалось
еще чувствительнѣе. Мы знаемъ уже, что въ концѣ XVII и въ началѣ
ХѴШ ст. грамотность была развита въ высшей степени слабо какъ въ сред
немъ классѣ общества, такъ и въ высшемъ, а о простомъ народѣ и говорить
нечего. Между тѣмъ для новосозданнаго государства нужны были грамотные
и знагощіе люди. И вотъ Петръ В. съ 1713 г. издаетъ указъ за указомъ,
которыми повелѣваетъ брать дѣтей въ раннемъ возрастѣ у родителей, какъ
у людей знатныхъ, такъ и у простыхъ дворянъ, а также приказнаго чина и
изъ духовнаго званія и отсылать ихъ въ различныя школы для обученія; если
родители будутъ оказывать этому сопротивленіе, было приказано отнимать ихъ
силою. Окончивъ ученіе, молодые люди должны были переходить на царскую
службу. Подобныя предписанія и царскіе указы вызывали ропотъ неудоволь