Page 37 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 37
— 21 —
въ Россіи. Въ ХѴШ в. система правительственная воспитанія и образованія
возведена была въ принципъ.
Мы уже знаемъ, что распространившееся казенное обученіе лишало
родителей и въ будущемъ какой бы то ни было педагогической практики и
инипіативы въ 'дѣлѣ воспитанія, отдаляло ихъ отъ дѣтей и увеличивало
равнодушіе и непониманіе между старымъ и молодымъ поколѣніями.
Усиленная правительственная опека не выгодна была также и дла развитія
въ обществѣ самостоятельной мысли, анализа и критики. Общество, уже
издавна лишенное всякой иниціативы, какъ въ сферѣ воспитательной и обще
ственной, такъ 'И въ сферѣ самостоятельной мысли и въ дѣлѣ образованія,
теперь окончательно возложило всѣ свои надежды на правительство. Отсюда
вытекаетъ боязнь , мысли, умственная лѣнь, апатія, безпечность, умственное
рабство, недостатокъ иниціативы во всѣхъ общественныхъ начинаніяхъ,—каче
ства, сдѣлавшіяся основою характера русскаго, такъ называемаго, культурнаго
человѣка. Въ этомъ преимущественно кроется причина того индиферентизма, съ
которымъ, какъ тогда, такъ и теперь, русское общество встрѣчаетъ всякую перемѣ
ну, каждую реформу въ дѣлѣ воспитанія и образованія, какими бы послѣдствіями
она ни грозила нашимъ дѣтямъ. Такимъ образомъ наше общество давно стало
отвыкать жить своимъ умомъ, своею мыслью, самостоятельно вырабатывать
взгляды и принципы. Въ тѣ моменты нашей исторической жизни, когда
правительство было либерально, либерально было и общество; въ періоды
реакцій всѣ вдругъ дѣлались обскурантами.
Мѣстничество было уничтожено еще раньше Петра, но табель о рангахъ
(1721 г.) лишь замѣнила одну спѣсь другою, и послѣдняя несомнѣнно оказала
весьма вредное вліяніе на весь складъ характера русскаго человѣка. Прежнее
тщеславіе родовою честью, выражавшееся въ мѣстничествѣ, смѣнилось теперь
общимъ стремленіемъ добывать чины, не разбирая средствъ. Теперь всѣ чле
ны семьи, начиная съ родителей и кончая несовершеннолѣтними дѣтьми,
лелѣяли лишь одну мечту, какъ бы главу семейства повысили въ чинѣ.
Чѣмъ выше былъ чинъ, тѣмъ обезпеченнѣе была семья крупнаго чинов
ника въ матеріальномъ отношеніи, тѣмъ болыпимъ почетомъ и значеніемъ
пользовалась она въ обществѣ. Жена и дочери крупнаго чиновника занимали
въ оффиціальныхъ торжествахъ и церемоніяхъ болѣе видныя мѣста, имѣли
право впрягать то или другое число лошадей въ свои экипажи, пользовались
всякимъ случаемъ выставить на видъ чинъ своего мужа и отца и требовали
вслѣдствіе этого и себѣ соотвѣтственнаго почета. Все это развивало особаго
рода мелкое чиновничье тщеславіе, для удовлетворенія котораго нерѣдко
приходилось забывать честь и совѣсть, что въ высшей степени пагубно отра
жалось на нравственномъ, умственномъ и даже экономическомъ преуспѣяніи
страны. Чиновники вмѣсто того, чтобы блюсти общественные интересы, для
охраны которыхъ они и назначались, употребляли всѣ усилія, чтобы добыть
себѣ болѣе значительный чинъ и стремились къ этому не только нзъ често
любія и тщеславія, но и потому, что болѣе видный чинъ давалъ возможность
извлекать болѣе матеріальныхъ выгодъ изъ своего положенія. Если прежде
подавляющее значеніе въ обществѣ имЬлъ наиболѣе родовитый, то теперь
выдвинулся человѣкъ, имѣющій крупный чинъ. Началось царство высокихъ
чиновъ, передъ которыми все преклонялось, раболѣпствовало, заискивало,
унижалось. Раболѣпство передъ важными и сильными, высокомѣріе съ низшими,
какъ мы уже знаемъ, существовало и прежде, но ухудшеніе теперь обще
ственной нравственности состояло въ томъ, что изъ неболыпаго круга
родовой знати и придворныхъ людей XVI и XVII ст., съ табелью о