Page 36 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 36

———— 20202020 ————

   своего отца, пройти его школу и идти по его дорогѣ, какъ бы она ни про­
   тиворѣчила его вкусамъ и личнымъ стремленіямъ. Мальчикъ съ ранняго воз­
   раста могъ поступить только въ школу, предназначенную для людей его со­
   словія, потому что каждое сословіе пріурочено было къ извѣстной службѣ.
   Дѣти людей, служащихъ при медицинской канцеляріи, обязаны были идти
   въ медицинскую школу и затѣмъ уже непремѣнно готовиться въ доктора, въ
   аптекаря. Въ гарнизонныя школы должны были поступать солдатскія дѣти;
   для образованія же крестьянскихъ дѣтей не существовало народныхъ школъ.
         Дѣти дворянъ предназначались преимущественно для военной службы и
   для службы въ коллегіяхъ и поступали въ корпуса, въ инженерное и артил­
   лерійское училище и въ другія заведенія, предназначенныя исключительно
   для дворянъ. Духовныя школы дѣлались все болѣе и болѣе недоступными для
   юношей другихъ сословій, и такимъ образомъ вокругъ; духовенства факти­
   чески замыкался роковой кругъ, и оно не могло обновляться приливомъ свѣ­
   жихъ элементовъ: дѣти причетниковъ готовились въ причетники въ архіерей­
   скихъ школахъ, дѣти священниковъ—въ семинаріяхъ, а высшій курсъ духо­
   венство проходило въ академіяхъ Москвы и Кіева. Преподаваніе въ нихъ было
   чисто схоластическое и самое незавидное, какъ и въ другихъ заведеніяхъ.
    Впрочемъ въ духовныхъ семинаріяхъ и особенно академіяхъ схоластика съ
   примѣсью туманной метафизики господствовала        по преимуществу. Идеалъ,
   къ которому воспитанниковъ заставляли стремиться—умѣнье писать и спорить
   на темы въ родѣ слѣдующихъ: «въ какую часть года сотворенъ былъ міръ:
    осенью, зимою или лѣтомъ?» — «Сколько времени Адамъ былъ въ раю?» —
    «Гдѣ сотворены ангелы? Сколь великое по объему мѣсто могутъ занимать
   они?»
         Такъ какъ образованіе въ первой половинѣ XVIII в. было подчинено
    требованіямъ службы, то и наука носила чисто служебный характеръ, а вмѣ­
    стѣ съ этимъ и на учащихся смотрѣли, какъ на людей вполнѣ принадлежа­
    щихъ государству. Просвѣщенію придавали значеніе только потому, что съ
    помощію его надѣялись получить болѣе знающихъ и годныхъ для государ­
    ства людей. Понятно, что такое подчиненіе просвѣщенія посторонними хотя
    бы и важнымъ для государства цѣлямъ, должно было неблагопріятно повліять
   на дальвѣйшее распространеніе знаній въ Россіи. Отсюда естественно выте­
   кали равнодушіе къ успѣхамъ просвѣщенія, а также легкомысленное, неува­
   жительное отноіпеніе къ наукѣ или стремленіе къ ней изъ­за корыстныхъ
    разсчетовъ.
         Профессіональное направленіе образованія тоже не могло содѣйствовать
    развитію самостоятельнаго    интеллигентнаго,  руководящаго класса, — при
    этомъ,  конечно, не могла развиваться      и  умственная    самодѣятельность.
    Воспитаніе, образованіе и знаніе всецѣло подчинились системѣ государствен­
    ной опеки, а развитіе мысли и ея направленіе—желаніямъ и цѣлямъ прави­
    тельства. Семейное воспитаніе не могло противодѣйствовать этому, такъ какъ
    дѣти оставались дома очень не долго и были подъ присмотромъ родителей, въ
    свою очередь не получившихъ никакого развитія, не имѣвшихъ никакого обра­
   зованія, кромѣ казеннаго, носившаго характеръ чисто профессіональный, не
   обладавшихъ никакими общечеловѣческими взглядами, не имѣвшихъ ника­
   кихъ разумныхъ элементарныхъ педагогическихъ понятій.
         Правительство давно сознавало необходимость имѣть въ государствѣ
   образованныхъ людей: отъ времени до времени оно вызывало ихъ къ себѣ
   изъ­за границы и отправляло туда же учиться молодыхъ людей. Такимъ
   образомъ правительство неизбѣжно стало во главѣ умственной дѣятельности
   31   32   33   34   35   36   37   38   39   40   41