Page 36 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 36
———— 20202020 ————
своего отца, пройти его школу и идти по его дорогѣ, какъ бы она ни про
тиворѣчила его вкусамъ и личнымъ стремленіямъ. Мальчикъ съ ранняго воз
раста могъ поступить только въ школу, предназначенную для людей его со
словія, потому что каждое сословіе пріурочено было къ извѣстной службѣ.
Дѣти людей, служащихъ при медицинской канцеляріи, обязаны были идти
въ медицинскую школу и затѣмъ уже непремѣнно готовиться въ доктора, въ
аптекаря. Въ гарнизонныя школы должны были поступать солдатскія дѣти;
для образованія же крестьянскихъ дѣтей не существовало народныхъ школъ.
Дѣти дворянъ предназначались преимущественно для военной службы и
для службы въ коллегіяхъ и поступали въ корпуса, въ инженерное и артил
лерійское училище и въ другія заведенія, предназначенныя исключительно
для дворянъ. Духовныя школы дѣлались все болѣе и болѣе недоступными для
юношей другихъ сословій, и такимъ образомъ вокругъ; духовенства факти
чески замыкался роковой кругъ, и оно не могло обновляться приливомъ свѣ
жихъ элементовъ: дѣти причетниковъ готовились въ причетники въ архіерей
скихъ школахъ, дѣти священниковъ—въ семинаріяхъ, а высшій курсъ духо
венство проходило въ академіяхъ Москвы и Кіева. Преподаваніе въ нихъ было
чисто схоластическое и самое незавидное, какъ и въ другихъ заведеніяхъ.
Впрочемъ въ духовныхъ семинаріяхъ и особенно академіяхъ схоластика съ
примѣсью туманной метафизики господствовала по преимуществу. Идеалъ,
къ которому воспитанниковъ заставляли стремиться—умѣнье писать и спорить
на темы въ родѣ слѣдующихъ: «въ какую часть года сотворенъ былъ міръ:
осенью, зимою или лѣтомъ?» — «Сколько времени Адамъ былъ въ раю?» —
«Гдѣ сотворены ангелы? Сколь великое по объему мѣсто могутъ занимать
они?»
Такъ какъ образованіе въ первой половинѣ XVIII в. было подчинено
требованіямъ службы, то и наука носила чисто служебный характеръ, а вмѣ
стѣ съ этимъ и на учащихся смотрѣли, какъ на людей вполнѣ принадлежа
щихъ государству. Просвѣщенію придавали значеніе только потому, что съ
помощію его надѣялись получить болѣе знающихъ и годныхъ для государ
ства людей. Понятно, что такое подчиненіе просвѣщенія посторонними хотя
бы и важнымъ для государства цѣлямъ, должно было неблагопріятно повліять
на дальвѣйшее распространеніе знаній въ Россіи. Отсюда естественно выте
кали равнодушіе къ успѣхамъ просвѣщенія, а также легкомысленное, неува
жительное отноіпеніе къ наукѣ или стремленіе къ ней изъза корыстныхъ
разсчетовъ.
Профессіональное направленіе образованія тоже не могло содѣйствовать
развитію самостоятельнаго интеллигентнаго, руководящаго класса, — при
этомъ, конечно, не могла развиваться и умственная самодѣятельность.
Воспитаніе, образованіе и знаніе всецѣло подчинились системѣ государствен
ной опеки, а развитіе мысли и ея направленіе—желаніямъ и цѣлямъ прави
тельства. Семейное воспитаніе не могло противодѣйствовать этому, такъ какъ
дѣти оставались дома очень не долго и были подъ присмотромъ родителей, въ
свою очередь не получившихъ никакого развитія, не имѣвшихъ никакого обра
зованія, кромѣ казеннаго, носившаго характеръ чисто профессіональный, не
обладавшихъ никакими общечеловѣческими взглядами, не имѣвшихъ ника
кихъ разумныхъ элементарныхъ педагогическихъ понятій.
Правительство давно сознавало необходимость имѣть въ государствѣ
образованныхъ людей: отъ времени до времени оно вызывало ихъ къ себѣ
изъза границы и отправляло туда же учиться молодыхъ людей. Такимъ
образомъ правительство неизбѣжно стало во главѣ умственной дѣятельности