Page 35 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 35

— 19 —

    начинаютъ проникать нѣкоторыя облагораживающая понятія, возникаютъ по­
    временныя изданія, въ обществѣ начинаетъ развиваться изящный вкусъ,
    является любовь къ оперѣ и театральнымъ представленіямъ.      Но всего этого
    было еще слишкомъ мало, чтобы развить и просвѣтить совсѣмъ первобыт­
    ныхъ людей, тѣмъ болѣе, что общеобразовательныя заведенія, возникшая
    какъ при Петрѣ, такъ и послѣ него, въ продолженіе всей первой половины
    XVIII ст., не могли умственно развивать молодыхъ людей и шевелить ихъ
    мысль за недостаткомъ образованныхъ, знающихъ учителей. Нужно имѣть въ
    виду и то, что вѣковое умственное отчужденіе русскихъ отъ западно­европей­
    скихъ народовъ не могло сразу уничтожиться реформами Петра В. Хотя
    Петръ энергично ломалъ все старое, но онъ не могъ уничтожить всѣхъ на­
    чалъ старой византійско ­московской системы воспитанія, и это чрезвычайно
    вредно отзывалось во всѣхъ сферахъ общественной дѣятельности. Даже ака­
   демія наукъ, этотъ первый разсадникъ научнаго просвѣщенія въ Россіи,
   заключавши въ себѣ и собраніе ученыхъ, и университетъ, и гимназію, и
    школу искусствъ или ремеслъ, долго не вносила въ жизнь русскаго общества
    почти никакихъ просвѣтительныхъ началъ. Вмѣсто распространенія просвѣщенія
   тамъ постоянно шла вражда между русскими и нѣмцами. Во всѣхъ акаде­
   мическихъ дѣлахъ была страшная неурядица: суммы, ассигнованныя на плату
   профессорамъ и учебныя пособія, растрачивались на предметы, неимѣвшіе съ
   ними ничего общаго; профессорамъ по долгу не выдавали жалованья. Вслѣд­
   ствіе этого большая часть иностранныхъ ученыхъ, поживъ недолго въ Россіи,
   уѣзжала за границу. Лекціи до 1738 г. совсѣмъ не читались, да и потомъ
   ихъ читали совершенно случайно, какъ кому что вздумается. Въ гимназіи
   (при Академіи), предназначенной для подготовленія къ слушанію лекцій, на­
   ходилось самое ничтожное количество слушателей, да и тѣ часто недоучив­
   шись разбѣгались отъ холода и голода въ разная стороны или поступали
   въ подъячіе. Такимъ образомъ даже академія наукъ не приносила почти ни­
   какой пользы обществу, особенно въ первую половину XVIII в. Въ 1747 г.
   этому ученому учрежденію данъ былъ новый регламентъ, въ которомъ было
   точно указано, какія науки слѣдуетъ преподавать. Однако прежніе без­
   порядки и послѣ изданія регламента продолжали служить величайшимъ торма­
   зомъ для просвѣщенія. Счастіе было улыбнулось этому учрежденію, когда
   академвческій университетъ и гимназія были отданы въ вѣдѣніе Ломоносова.
   Но вѣчныя академическія интриги не дали и ему действовать вполнѣ само­
   стоятельно, и потому онъ не успѣлъ сдѣлать всего того, что могъ и желалъ.
        Если науки не процвѣтали въ академіи наукъ, этомъ главнѣйшемъ учреж­
   деніи для просвѣщенія, тѣмъ меньше успѣховъ можно было ожидать отъ дру­
   гихъ школъ и учебныхъ заведеній.
        Объ общемъ образованіи и развитіи тогда никто не имѣлъ ни малѣйшаго
   понятія. Система образованія въ первой половинѣ XVIII в. была чисто про­
   фессіональная. Дѣти должны были учиться тому же, чему учились ихъ отцы,
   и проходить науку въ школѣ, предназначенной тому сословію, къ которому
   они принадлежали по рожденію. Это поддерживало сословные предразсудки,
   и люди высшихъ сословій все болѣе укрѣплялись въ мысли, что то или дру­
   гое занятіе постыдно для дворянина. Мало того, при такомъ положеніи вещей
   у молодыхъ людей не могло явиться стремленіе самостоятельно работать надъ
   тѣмъ или другимъ предметомъ, и такимъ образомъ         въ корнѣ подавлялись
   призваніе, природныя склонности и талантъ. Да и ­можно ли было въ то
   время думать объ удовлетвореніи своихъ природныхъ склонностей и о раз­
   витіи ихъ, когда сынъ непремѣнно долженъ былъ продолжать дѣятельность
                                                                          2*2*2*2*
   30   31   32   33   34   35   36   37   38   39   40