Page 34 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 34
— 18 —
объ этомъ. Частные люди дѣлали попытки въ этомъ отношеніи, но это были
только исключенія.
Женщина вышла изъ терема тоже не по общественной или частной
иниціативѣ, а по указу Петра В.; точно также по приказанію царя замѣнила
она свою восточную одежду европейской. Съ 1700 г., въ теченіе двухъ лѣтъ,
идетъ рядъ царскихъ распоряженій, чтобы всѣ городскіе жители, исключая
духовенство и пахотныхъ крестьянъ, носили верхнее платье европейское.
Чтобы не было въ этомъ отношеніи какихъ нибудь недоразумѣній, вывѣ
шены были модели, какъ слѣдуетъ одѣваться. За ослушаніе грозилъ денеж
ный штрафъ, а портнымъ за шитье платья по старымъ образцамъ полагалось
жестокое наказаніе. Такъ же строго преслѣдовали и бороду. Мѣстныя власти,
для приведенія въ исполненіе этихъ указовъ, употребляли иногда просто
возмутительныя средства: астраханскій губернаторъ разставилъ у входа въ
церкви приставовъ, которые обрѣзывали у женщинъ длинныя платья, а у
мужчинъ—бороды.
Женщины, по строгому повелѣнію царяреформатора, стали появляться
на шумныхъ придворныхъ праздникахъ, на балахъ и ассамблеяхъ; ихъ уго
щали въ одной комнатѣ съ мужчинами, какъ это дѣлалось въ чужихъ краяхъ.
Хотя онѣ при первомъ своемъ появленіи были крайне дики и застѣнчивы,
все же имъ теперь можно было разговаривать съ мужчинами или, по крайней
мѣрѣ, слушать ихъ разговоры. Хотя старые порядки и грубость нравовъ и
послѣ этого еще долго и очень долго господствовали, тѣмъ не менѣе реформа
Петра влила новую струю въ общественную лшзнь, устанавливала нѣкоторыя
отношенія между обособленными семьями, внесла въ жизнь хотя какіе нибудь
интересы. Одичалая, теремная затворница, привыкшая къ тихой монастыр
ской жизни въ теремѣ, неохотно выходила на шумные придворнгле праздники,
балы и ассамблеи. Опасаясь, что это затормозитъ развитіе общественности,
Петръ издавалъ новые и новые указы, которые грозили штрафами лицамъ
женскаго пола, не появлявшимся на балахъ. Чтобы вывести женщину изъ
пассивной роли, указъ Петра предписывалъ ей выучиться танцамъ. Тутъ
особенно любопытно, что въ этой реформѣ, какъ мы видимъ, все до мелочей
было предписано и предусмотрѣно царемъ, и ничего не предоставлялось соб
ственной иниціативѣ. Женщина подчинилась, стала дѣлать быстрые успѣхи
на указанномъ ей пути и изъ гаремной затворницы постепенно превратилась
въ свѣтскую даму.
Петръ освободилъ женщину отъ терема, отъ затворничества, но образо
ваніемъ ея онъ не занимался. Охваченный лихорадочною заботою какъ
можно скорѣе создать нужныхъ для государства людей, онъ все свое вни
маніе обратилъ на образованіе мужчинъ, изъ которыхъ только и могли явиться
нужные ему моряки, полководцы, техники, гражданскіе и военные чиновники.
Петру и въ голову не могла придти мысль привлечь къ искусству или къ
научной деятельности женщину, которая только что вышла нзъ терема, гдѣ ;
изолированная отъ людей, жизни и ея интересовъ, она коротала свой вѣкъ
въ молитвѣ, среди юродивыхъ, ханжей, карловъ и дуръ, разнообразившихъ
ея монастырское затворничество.
Посмотримъ, каково въ то время было образованіе мужчинъ. Петръ не
только основалъ множество учрежденій для образованія молодежи, но и по
сылалъ ее учиться заграницу, заставлялъ переводить книги съ иностранныхъ
языковъ. Толчекъ, данный Петромъ распространение образованія, его
личное уваженіе къ наукѣ и литературѣ действительно побудили нѣсколькихъ
русскихъ людей къ умственной дѣятельности. Въ литературу съ тѣхъ поръ