Page 33 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 33

— 17 —

   ствія, но забитость, страхъ ослушанія царской власти, совершенное отсут­
   ствіе иниціативы въ характерѣ русскихъ людей, а также отсутствіе какой бы
   то ни было солидарности между семьями,—все это не давало возможности оказать
   явное сопротивленіе. Недовольство обнаружилось, какъ это всегда бываетъ у лю­
   дей забитыхъ, нравственно неразвитыхъ, рабски приниженныхъ и трусливыхъ, тай­
   ною оппозиціею царскому распоряженію; оно выразилось въ томъ, что многіе
   употребляли всевозможныя средства, чтобы скрыть своихъ дѣтей отъ прави­
   тельства. Эта пассивная борьба общества съ правительствомъ наносила тяж­
   кій вредъ и государству, и обществу и развращала дѣтей: она тормозила дѣло
   распространенія образованія, а неповиновеніемъ правительству и враждой къ
   нему подрывало его авторитета въ молодомъ поколѣніи. Родители не только
   скрывали количество своихъ дѣтей отъ правительства, но нерѣдко и сами
   подговаривали дѣтей бѣжать изъ школъ.
        Но этимъ еще не исчерпывается все зло. Хотя правительство наби­
   рало дѣтей изъ семей вслѣдствіе необходимости имѣть людей съ какимъ нибудь
   школьнымъ образованіемъ, хотя такая насильственная мѣра усиливала раз­
   витіе грамотности и содѣйствовала распространение образованія, но она на­
   несла страшный вредъ семейнымъ началамъ, и первая посѣяла сѣмена раздора
   между молодымъ и старымъ поколѣніемъ, повела къ ослабленію родственныхъ,
   семейныхъ связей между родителями и сыновьями. Отрывая дѣтей отъ семьи
   въ раннемъ возрастѣ и нерѣдко посылая ихъ далеко отъ родительскаго крова,
   правительство парализовало вліяніе родителей на ихъ дѣтей, невольно от­
   чуждало молодежь отъ интересовъ семьи. Естественно, что по окончаніи
   воспитанія у взрослыхъ дѣтей не оказывалось ничего общаго съ ихъ родите­
   лями. Этою мѣрою, не смотря на ея огромную пользу во многихъ отношеніяхъ,
   правительство положило начало цѣлому ряду печальныхъ недоразумѣній и
   несогласій между старымъ и молодымъ поколѣніями,        дало первый толчекъ
   къ пассивной борьбѣ между ними, борьбѣ, продолжающейся и до сихъ поръ,
   подрывающей силы молодежи и доводящей до отчаянія и озлобленія отцовъ.
   Между старымъ и молодымъ поколѣніемъ по естественному ходу жизни и
   складу житейскихъ обстоятельствъ возникаютъ недоразумѣнія: одно поколѣніе
   дряхлѣетъ и отживаетъ свой вѣкъ, слѣдовательно стремится къ покою и
   потому, конечно, стоитъ болѣе за идеи консервативный, а молодое поколѣніе
   требуетъ движенія впередъ, перемѣнъ, новшествъ. Естественно, что оба поко­
   лѣнія обыкновенно находятся между собою въ нѣкоторомъ антагонизмѣ; на­
   званною же мѣрою правительство дало рѣзвій толчекъ, такъ скачать, къ
   всеобщей формальной борьбѣ. При этомъ тогдашняя школа, подъ надзоромъ
   грубыхъ, суровыхъ наставниковъ, съ розгою въ рукѣ и другими орудіями
   школьныхъ пытокъ, скорѣе ожесточала и нравственно губила дѣтей, чѣмъ
   воспитывала ихъ. Этою мѣрою правительство несомнѣнно увеличило число
   людей, получившихъ школьное образованіе, но она была вредна въ томъ от­
   ношеніи, что съ этихъ поръ положено было основаніе цѣлой арміи казенныхъ
   людей, мало пригодныхъ для семейной жизни. Вредъ этой мѣры сказался и
   вотъ еще въ какомъ отношеніи: отрывая дѣтей­ отъ семьи, правительство
   отучало и безъ того вообще беззаботнаго русскаго человѣка, и особенно
   относительно воспитанія, заботиться самому объ образованіи своихъ дѣтей,
   все болѣе заставляло его забывать свои священнѣйшія обязанности относи­
   тельно семьи и возлагать въ этомъ дѣлѣ всѣ надежды на правительство. От­
   сюда преимущественно проистеваетъ недостатокъ въ нашемъ обществѣ част­
   ной иниціативы въ дѣлѣ просвѣщенія.      Правительство, напримѣръ, до сихъ
   поръ не можетъ давать дѣтямъ образованія до школы, и общество не думаетъ
                                                                           2222
   28   29   30   31   32   33   34   35   36   37   38