Page 33 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 33
— 17 —
ствія, но забитость, страхъ ослушанія царской власти, совершенное отсут
ствіе иниціативы въ характерѣ русскихъ людей, а также отсутствіе какой бы
то ни было солидарности между семьями,—все это не давало возможности оказать
явное сопротивленіе. Недовольство обнаружилось, какъ это всегда бываетъ у лю
дей забитыхъ, нравственно неразвитыхъ, рабски приниженныхъ и трусливыхъ, тай
ною оппозиціею царскому распоряженію; оно выразилось въ томъ, что многіе
употребляли всевозможныя средства, чтобы скрыть своихъ дѣтей отъ прави
тельства. Эта пассивная борьба общества съ правительствомъ наносила тяж
кій вредъ и государству, и обществу и развращала дѣтей: она тормозила дѣло
распространенія образованія, а неповиновеніемъ правительству и враждой къ
нему подрывало его авторитета въ молодомъ поколѣніи. Родители не только
скрывали количество своихъ дѣтей отъ правительства, но нерѣдко и сами
подговаривали дѣтей бѣжать изъ школъ.
Но этимъ еще не исчерпывается все зло. Хотя правительство наби
рало дѣтей изъ семей вслѣдствіе необходимости имѣть людей съ какимъ нибудь
школьнымъ образованіемъ, хотя такая насильственная мѣра усиливала раз
витіе грамотности и содѣйствовала распространение образованія, но она на
несла страшный вредъ семейнымъ началамъ, и первая посѣяла сѣмена раздора
между молодымъ и старымъ поколѣніемъ, повела къ ослабленію родственныхъ,
семейныхъ связей между родителями и сыновьями. Отрывая дѣтей отъ семьи
въ раннемъ возрастѣ и нерѣдко посылая ихъ далеко отъ родительскаго крова,
правительство парализовало вліяніе родителей на ихъ дѣтей, невольно от
чуждало молодежь отъ интересовъ семьи. Естественно, что по окончаніи
воспитанія у взрослыхъ дѣтей не оказывалось ничего общаго съ ихъ родите
лями. Этою мѣрою, не смотря на ея огромную пользу во многихъ отношеніяхъ,
правительство положило начало цѣлому ряду печальныхъ недоразумѣній и
несогласій между старымъ и молодымъ поколѣніями, дало первый толчекъ
къ пассивной борьбѣ между ними, борьбѣ, продолжающейся и до сихъ поръ,
подрывающей силы молодежи и доводящей до отчаянія и озлобленія отцовъ.
Между старымъ и молодымъ поколѣніемъ по естественному ходу жизни и
складу житейскихъ обстоятельствъ возникаютъ недоразумѣнія: одно поколѣніе
дряхлѣетъ и отживаетъ свой вѣкъ, слѣдовательно стремится къ покою и
потому, конечно, стоитъ болѣе за идеи консервативный, а молодое поколѣніе
требуетъ движенія впередъ, перемѣнъ, новшествъ. Естественно, что оба поко
лѣнія обыкновенно находятся между собою въ нѣкоторомъ антагонизмѣ; на
званною же мѣрою правительство дало рѣзвій толчекъ, такъ скачать, къ
всеобщей формальной борьбѣ. При этомъ тогдашняя школа, подъ надзоромъ
грубыхъ, суровыхъ наставниковъ, съ розгою въ рукѣ и другими орудіями
школьныхъ пытокъ, скорѣе ожесточала и нравственно губила дѣтей, чѣмъ
воспитывала ихъ. Этою мѣрою правительство несомнѣнно увеличило число
людей, получившихъ школьное образованіе, но она была вредна въ томъ от
ношеніи, что съ этихъ поръ положено было основаніе цѣлой арміи казенныхъ
людей, мало пригодныхъ для семейной жизни. Вредъ этой мѣры сказался и
вотъ еще въ какомъ отношеніи: отрывая дѣтей отъ семьи, правительство
отучало и безъ того вообще беззаботнаго русскаго человѣка, и особенно
относительно воспитанія, заботиться самому объ образованіи своихъ дѣтей,
все болѣе заставляло его забывать свои священнѣйшія обязанности относи
тельно семьи и возлагать въ этомъ дѣлѣ всѣ надежды на правительство. От
сюда преимущественно проистеваетъ недостатокъ въ нашемъ обществѣ част
ной иниціативы въ дѣлѣ просвѣщенія. Правительство, напримѣръ, до сихъ
поръ не можетъ давать дѣтямъ образованія до школы, и общество не думаетъ
2222