Page 29 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 29

— 13 —

   хоромы для разныхъ чудодѣйственныхъ [операцій; то же самое происходило
   какъ въ семьяхъ высшаго сословія, такъ и въ жилищахъ простонародья^
        Вѣра въ колдовство давала возможность посредствомъ колдуновъ опаивать
   чѣмъ нибудь вреднымъ своихъ жертвъ или просто отравлять ихъ. По понятіямъ
   того времени, всѣ болѣзни происходили отъ злыхъ духовъ, отъ злаго умысла,
   отъ глаза, отъ слова. И всѣ болѣзни, какъ во дворцѣ, такъ и въ хижинѣ,
   лечили нашептываніемъ и зельями.
        Такъ же мало назидательнымъ для юношества было зрѣлище бѣснующихся и
   кликушъ. Преимущественно это были старыя дѣвы, и большинство изъ нпхъ,
   вѣроятно, страдало нервными болѣзнями, но многія изъ нихъ и притворялись
   изъ корыстныхъ видовъ. Кликуши эти всюду бѣгали босыми, съ распущен­
   ными волосами; въ такомъ дикомъ, бѣсноватомъ видѣ онѣ являлись въ цер­
   ковь, во время службы вдругъ падали, начинали трястись, метаться изъ стороны
   въ сторону, биться, всячески кривляться и затѣмъ, точно въ безпамятствѣ и
   безуміи, онѣ выкрикивали разныя пророчества, дѣлали указанія и злые на­
   меки на разныхъ, часто совершенно невинныхъ, лицъ. Ихъ указанія нерѣдко
   принимали къ свѣдѣнію и указанныхъ ими жертвъ преслѣдовали судомъ, а
   иногда подвергали даже пыткамъ. Многія кликуши служили орудіемъ коры­
   столюбивыхъ людей, которые подучали ихъ обвинять богачей, чтобы восполь­
   зоваться ихъ имуществомъ.
        Ревность къ вѣрѣ болѣе всего выражалась раздачею милостыни нищимъ
   и калѣкамъ, и это страшно развивало нищенство. Здоровые прикидывались
   калѣками и немощными, и громадныя толпы нищихъ всякого рода съ котом­
   кою за плечами и съ посохомъ въ рукахъ разгуливали по дорогамъ. Они воз­
   буждали состраданіе такими просьбами: „дайте милостыню и побейте меня",
   и находились люди, которые подавали милостыню только тогда, когда вволю
   натѣшатся надъ несчастными. Это, разумѣется, развращало и бравшихъ мило­
   стыню, и подававшихъ ее. И нищіе, которыхъ ­въ описываемое время было
   чрезвычайно много, были глубоко развращены. Между ними было множество
   воровъ, мошенниковъ, злодѣевъ и убійцъ: они крали дѣтей и калѣчили ихъ,
   чтобы возбуждать состраданіе ихъ жалкимъ видомъ.
        При такомъ положеніи вещей о правильномъ развитіи въ обществѣ чувствъ
   истиннаго милосердія, состраданія и любви къ ближнему и угнетенному не
   могло быть и рѣчи. Милостыню подавали, въ болыпинствѣ случаевъ, вслѣд­
   ствіе формальнаго требованія религіи и подавали ее такъ, что она лишь нрав­
   ственно растлѣвала и того, кто ее принималъ, и того, кто ее подавалъ.
   Благочестіе ограничивалось чисто внѣшними обрядами, и юношеству негдѣ
   было ознакомиться съ истинными требованіями религіи; духовенство такъ же,
   какъ и остальные классы общества, было невѣжественно, суевѣрно и очень
   часто даже безграмотно. Часто люди знатнѣйшихъ родовъ не въ состояніи
   были подписать своего имени на оффиціальномъ документѣ.
         Понятно, что при невѣжествѣ, господствовавшемъ во всѣхъ классахъ обще­
   ства вплоть до царствованія Петра В., не могло образоваться никакого интел­
   лигентнаго класса, между тѣмъ какъ интеллигенція нѣкоторыхъ западныхъ
   государствъ того времени уже вырабатывала общественные идеалы, философскія
   идеи и гуманныя воззрѣнія. Причинъ для такого нечальнаго существованія и
    застоя русскаго общества было очень много.
         Вскорѣ по выступленіи нашемъ на историческое поприще русскій народъ
   подчинился въ религіозномъ отношеніи вліянію Византіи, которое выразилось
   преимущественно въ строгомъ выполненіи внѣшней, узко­обрядовой стороны
   христіанской религіи. Въ семейной и общественной жизни, какъ мы уже знаемъ,
   24   25   26   27   28   29   30   31   32   33   34