Page 24 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 24
———— 8888 ————
же и спасалъ ее отъ нравственнаго растлѣнія. Но въ знатныхъ и зажиточныхъ
семьяхъ—теремъ, гдѣ женщину, какъ въ мусульманскихъ гаремахъ, держали
взаперти, рабское положеніе въ семьѣ и обществѣ—въ конецъ развращали ее.
Изъ своего крѣпконакрѣпко запертаго терема она никуда не выходила, йзрѣдка
развѣ въ церковь, и еще рѣже въ гости. Но то и другое возможно было только
съ разрѣшенія мужа.
Общество дѣлилось на двѣ строго обособленныя другъ отъ друга поло
вины: на мужскую и женскую. Мужъ устраивалъ обѣды и пиры, въ кото
рыхъ не принимали никакого участія женщины. Въ экстраординарныхъ
случаяхъ, по приказанію мужа, онѣ торжественно появлялись передъ гостями
лишь для того, чтобы поздороваться съ ними и поднести имъ по чаркѣ вина.
Женщины вели свою особую жизнь, совершенно замкнутую, на своей особой
половинѣ, въ теремѣ. Онѣ могли принимать къ себѣ только женщинъ и не
иначе, какъ съ дозволенія мужа. Но что особенно развращало женщину—
это полное отсутствіе какой бы то ни было деятельности, не только умствен
ной, но даже физической. Лишь въ немногихъ семьяхъ жена была настоящею
хозяйкою; у знатныхъ людей домомъ управлялъ ключникъ. Женщины, какъ
въ монастыряхъ, такъ и въ теремахъ, проводили свое время въ вышиваніи,
молитвѣ, злословіи и пустословіи, окруженныя ханжами, юродивыми, карлами,
дурами, своднями. Умѣющая читать, что было большою рѣдкостью, читала
только житія святыхъ и поученія. Совершенное отчужденіе женщины отъ
общества приносило страшный вредъ: оно содѣйствовало еще большему
огрубѣнію нравовъ. Въ знатныхъ семействахъ женщину совсѣмъ удаляли
и отъ собственныхъ дѣтей: ей не дозволялось даже кормить своего ребенка
грудью; это считалось неприличнымъ, и его отдавали кормилицѣ. Мать и
впослѣдствіи могла имѣть на дѣтей меньше вліянія, чѣмъ мамки и дядьки,
которые воспитывали ребенка подъ надзоромъ отца семейства.
До замужества женщина совсѣмъ не знала своего будущаго мужа; юноша
не высказывалъ дѣвушкѣ своего чувства, и бракъ заключался исключительно
по волѣ родителей, изъ корыстныхъ видовъ. Главное попечеыіе родителей
относительно дочери состояло въ томъ, чтобы она раньше брака не потеряла
дѣвства, а для этого, по тогдашнимъ понятіямъ, слѣдовало бить дѣвушку за
всякую ничтожную провинность и устраивать для нея запоры покрѣпче. Браки
устраивались посредствомъ свахъ; онѣ пользовались подачками за свое ремесло
и преслѣдовали лишь свои дичныя цѣли. Родители тоже не заботились о
взаимной склонности супруговъ, которые до брака совсѣмъ не знали другъ
друга и въ болыпинствѣ случаевъ даже не видались ни разу. А если иной
женихъ и могъ до брака взглянуть на суженую, родители невѣсты, если
только она была некрасива, нерѣдко подставляли одну дочь вмѣсто другой,
иногда своихъ служанокъ; ^для малорослыхъ поддѣлывали даже ' подставные
стулья, чтобы онѣ казались выше ростомъ. Такіе браки приносили и надле
жащее плоды: по обыкновенію, у мужа висѣла плеть, исключительно пред
назначенная для жены; за ничтожную вину мужъ таскалъ жену за волосы,
раздѣвалъ ее до нага, привязывалъ и сѣкъ до крови. Одни мужья сѣкли своихъ
женъ розгами, другіе плетью, а третьи, какъ скотину, лупили ее дубиною. Кто
не билъ своей жены, того всѣ осуждали. Особенно тяжело было положеніе
женщины, если ея мужъ былъ ревнивъ: онъ, съ специальною цѣлью слѣдить
за ея поведеніемъ, приставлялъ къ ней служанокъ и холоповъ, а тѣ, желая
выслужиться передъ господиномъ, клеветали на нее. Выѣзжала ли она въ
церковь или въ гости, тайные шпіоны слѣдили за ней, вкривь и вкось пере
толковывали ея поклоны, каждое ея слово. Положеніе жены было еще болѣе