Page 24 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 24

———— 8888 ————

   же и спасалъ ее отъ нравственнаго растлѣнія. Но въ знатныхъ и зажиточныхъ
   семьяхъ—теремъ, гдѣ женщину, какъ въ мусульманскихъ гаремахъ, держали
   взаперти, рабское положеніе въ семьѣ и обществѣ—въ конецъ развращали ее.
   Изъ своего крѣпко­на­крѣпко запертаго терема она никуда не выходила, йзрѣдка
   развѣ въ церковь, и еще рѣже въ гости. Но то и другое возможно было только
   съ разрѣшенія мужа.
         Общество дѣлилось на двѣ строго обособленныя другъ отъ друга поло­
   вины: на мужскую и женскую. Мужъ устраивалъ обѣды и пиры, въ кото­
   рыхъ не принимали никакого участія женщины.           Въ экстраординарныхъ
   случаяхъ, по приказанію мужа, онѣ торжественно появлялись передъ гостями
   лишь для того, чтобы поздороваться съ ними и поднести имъ по чаркѣ вина.
   Женщины вели свою особую жизнь, совершенно замкнутую, на своей особой
   половинѣ, въ теремѣ. Онѣ могли принимать къ себѣ только женщинъ и не
   иначе, какъ съ дозволенія мужа. Но что особенно развращало женщину—
   это полное отсутствіе какой бы то ни было деятельности, не только умствен­
   ной, но даже физической. Лишь въ немногихъ семьяхъ жена была настоящею
    хозяйкою; у знатныхъ людей домомъ управлялъ ключникъ. Женщины, какъ
   въ монастыряхъ, такъ и въ теремахъ, проводили свое время въ вышиваніи,
   молитвѣ, злословіи и пустословіи, окруженныя ханжами, юродивыми, карлами,
   дурами, своднями. Умѣющая читать, что было большою рѣдкостью, читала
   только житія святыхъ и поученія. Совершенное отчужденіе женщины отъ
   общества приносило страшный вредъ: оно содѣйствовало еще             большему
   огрубѣнію нравовъ. Въ знатныхъ семействахъ женщину совсѣмъ удаляли
   и отъ собственныхъ дѣтей: ей не дозволялось даже кормить своего ребенка
   грудью; это считалось неприличнымъ, и его отдавали кормилицѣ. Мать и
   впослѣдствіи могла имѣть на дѣтей меньше вліянія, чѣмъ мамки и дядьки,
   которые воспитывали ребенка подъ надзоромъ отца семейства.
        До замужества женщина совсѣмъ не знала своего будущаго мужа; юноша
   не высказывалъ дѣвушкѣ своего чувства, и бракъ заключался исключительно
   по волѣ родителей, изъ корыстныхъ видовъ. Главное попечеыіе родителей
   относительно дочери состояло въ томъ, чтобы она раньше брака не потеряла
   дѣвства, а для этого, по тогдашнимъ понятіямъ, слѣдовало бить дѣвушку за
   всякую ничтожную провинность и устраивать для нея запоры покрѣпче. Браки
   устраивались посредствомъ свахъ; онѣ пользовались подачками за свое ремесло
   и преслѣдовали лишь свои дичныя цѣли. Родители тоже не заботились о
   взаимной склонности супруговъ, которые до брака совсѣмъ не знали другъ
   друга и въ болыпинствѣ случаевъ даже не видались ни разу. А если иной
   женихъ и могъ до брака взглянуть на суженую, родители невѣсты, если
   только она была некрасива, нерѣдко подставляли одну дочь вмѣсто другой,
   иногда своихъ служанокъ; ^для малорослыхъ поддѣлывали даже ' подставные
   стулья, чтобы онѣ казались выше ростомъ. Такіе браки приносили и надле­
   жащее плоды: по обыкновенію, у мужа висѣла плеть, исключительно пред­
   назначенная для жены; за ничтожную вину мужъ таскалъ жену за волосы,
   раздѣвалъ ее до нага, привязывалъ и сѣкъ до крови. Одни мужья сѣкли своихъ
   женъ розгами, другіе плетью, а третьи, какъ скотину, лупили ее дубиною. Кто
   не билъ своей жены, того всѣ осуждали. Особенно тяжело было положеніе
   женщины, если ея мужъ былъ ревнивъ: онъ, съ специальною цѣлью слѣдить
   за ея поведеніемъ, приставлялъ къ ней служанокъ и холоповъ, а тѣ, желая
   выслужиться передъ господиномъ, клеветали на нее. Выѣзжала ли она въ
   церковь или въ гости, тайные шпіоны слѣдили за ней, вкривь и вкось пере­
   толковывали ея поклоны, каждое ея слово. Положеніе жены было еще болѣе
   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28   29