Page 19 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 19

————  3333  ————

   ственниковъ богатое наслѣдіе педагогическихъ методовъ,       глубокихъ идей,
   гуманныхъ, высоко­честныхъ идеаловъ и принциповъ, сделавшихся у насъ
   наиболѣе популярными въ шестидесятыхъ годахъ, и отъ большей части ихъ
   они постарались отдѣлаться какъ можно скорѣе, будто бы только на томъ
   основаніи, что результаты воспитанія 60­хъ годовъ очень часто получались
   не блистательные.
        Мы считаемъ необходимьшъ въ первыхъ главахъ нашего труда дать
   сжатый очеркъ историческихъ условій, вліявшихъ прямо или косвенно на складъ
   характера русскаго человѣка, на его воспитаніе, привычки, вкусы и стремле­
   нія. Этотъ очеркъ дастъ намъ возможность понять, какъ энергично, дружно и
   постоянно должны преслѣдовать воспитатели выработку въ теоріи и на практикѣ
   идеаловъ, намѣчешшхъ литературою и жизнью, чтобы впослѣдствіи, при небла­
   гопріятныхъ условіяхъ нашей дѣйствительности, они давали человѣку возмож­
   ность сохранять душу живу, т. е. честные принципы и убѣжденія, умінье
   разбираться, анализировать и критически относиться къ различнымъ явле­
   ніямъ. Указывая на пороки, привитые воспитаніемъ и явленіями прошлой
   жизни, мы постараемся, . по возможности, намѣтить и ту борьбу, которую
   воспитатели должны вести противъ нихъ, и указать, противъ чего слѣдуетъ
   возставать. къ чему должно стремиться, на что направлять любознательность
   и наблюдательность дитяти, чтобы по возможности ослаблять роковыя исто­
   рическія вліянія. Предлагаемые нами историческіе очерки должны объяснить
   также и причину той розни, тѣхъ вѣчныхъ и глубоко­печальныхъ недоразумѣ­
   ній, который испоконъ вѣка сложились на Руси между отцами и дѣтьми; въ
   нихъ мы стараемся также выяснить причину того, почему самые гуманнѣйшіе
   принципы 60­хъ годовъ не пустили въ нашей жизни достаточно глубокихъ
   корней. Для этихъ очерковъ мы беремъ лишь тѣ факты и явленія нашей
   исторической жизни, которые оказали наиболѣе рѣшительное вліяніе на складъ
   характера русскаго человѣка.
        Исторія воспитанія въ Россіи, по нашему мнѣнію, можетъ быть раздѣ­
   лена на пять періодовъ. Первый періодъ неразрывно связанъ съ суровымъ
   родительскимъ произволомъ въ допетровской Руси, второй—начавшись нов­
   шествами и реформами Петра Великаго, продолжается до Екатерины II,
   третьи—со времени императрицы Екатерины, когда усилилось вліяніе гуман­
   ныхъ западвыхъ идей въ области воспитанія,—до освобожденія крестьянъ,
   четвертый — 60те годы и, наконецъ, пятый періодъ обнимаетъ современное
   воспитаніе.
        Для нашей цѣли нѣтъ надобности говорить о жизни древне­русскаго
   общества въ удѣльно­вѣчевой періодъ; мы считаемъ достаточнымъ начать
   изученіе характера русскаго воспитанія съ ХѴІ­го вѣка.


















                                                                          і*і*і*і*
   14   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24