Page 18 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 18

———— 2222 ————

   60­хъ годовъ заставили послѣдующее поколѣніе воспитателей еще болѣе
   внимательно отнестись къ педагогическому дѣлу, то въ концѣ концовъ, вѣ­
   роятно, выяснилось бы, что не принципы и идеалы 60­хъ годовъ, въ дѣйствн­
   тельности высоко гуманные и въ болыпинствѣ случаевъ совершенно здравые
   и разумные, были этому причиною, а всѣ условія нашей исторической жизни.
   Съ одной стороны промахи и ошибки воспитателей 60­хъ годовъ происходили
   отъ недостатка ихъ подготовки къ педагогическому дѣлу, съ другой—воспи­
   таніе этого времени, построенное на совершенно новыхъ началахъ, при своемъ
   практическомъ примѣненіи, не имѣло рѣшительно никакихъ прецедентовъ и
   традицій въ прошломъ: вновь созданныя или заимствованный съ запада тео­
   ріи воспитанія теперь приходилось въ первый разъ примѣнять           на прак­
   тикѣ. Еще болыпимъ тормазомъ въ этомъ, совершенно новомъ,             воспита­
   тельномъ дѣлѣ явились тяжкія историческія условія нашей прошлой жизни,
   имѣвшія неотразимо вредное вліяніе на складъ характера русскаго чело­
   вѣка. Чтобы понять развращающее вліяніе многихъ историческихъ условій
   русской жизни, возьмемъ для примѣра хотя одно изъ нихъ — крѣпостное
   право: около двухъ съ половиною вѣковъ систематично развращало оно всѣ
   стороны ума и сердца русскаго человѣка. Этотъ растлѣвающій ядъ проникъ
   во всѣ поры нашего организма, пропиталъ нашу плоть и кровь и до сихъ
   поръ отравляетъ наши нравы, понятія, стремленія, еще и теперь имѣетъ влія­
   ніе на нашу умственную дѣятельность.
        Кромѣ въ высшей степени печальныхъ историческихъ условій для раз­
   витія русскаго характера, воспитаніе 60­хъ годовъ и само по себѣ, какъ дѣло
   совершенно новое, не избавлено было отъ многихъ серьезныхъ ошибокъ, и
   при томъ періодъ оживленія въ педагогической области былъ весьма непродол­
   жителенъ, — естественно, что оно не могло пересоздать характеръ русскаго
   человѣка, испоконъ вѣка развивавшагося въ самыхъ неблагопріятныхъ условіяхъ.
        Воспитаніе въ Россіи измѣнялось вмѣстѣ съ историческими условіями
   жизни; но такъ какъ оно идетъ рука объ руку и находится въ тѣсной связи
   съ нравами и обычаями народа, во многихъ отношеніяхъ болѣе устойчивыми,
   чѣмъ политически и государственный строй, то и періоды измѣненія и
   обновленія системы нашего воспитанія были очень рѣдки, наступали съ боль­
   шими промежутками, и новая эпоха воспитанія отличалась отъ предъидущей
   скорѣе по внѣшности, нежели по своему внутреннему характеру. Совсѣмъ
   другое явленіе замѣчаемъ мы послѣ крестьянской реформы. Характеръ воспи­
   танія въ освободительный періодъ не имѣлъ ничего общаго съ воспитаніемъ
   дореформенным'*. Что­же касается современнаго воспитанія, начавшагося при­
   близительно съ половины 70­хъ годовъ и удержавшаго лишь второстепенные
   принципы предшествующаго десятилѣтія, . то оно имѣетъ собственно мало
   общаго съ этой послѣдней эпохой. Оба эти періоды воспитанія (60­хъ и
   70­хъ годовъ), такъ внезапно смѣнившіеся одинъ другимъ, сходятся между
   собою въ одномъ: воспитатели какъ эпохи 60­хъ годовъ, такъ и современ­
   ные, сразу выбросили за бортъ,       какъ ненужную ветошь, педагогическіе
   принципы и идеалы предшествующей эпохи,           и,  со  свойственнымъ рус­
   скому обществу легкомысліемъ, тѣ и другіе, при новомъ вѣяніи, отъ всего
   отреклись, отреклись безъ всякихъ колебаній, безъ борьбы, безъ критической
   провѣрки. Что такая крупная перемѣна произошла въ эпоху 60­хъ гг.,—еще
   нѣсколько понятно: людямъ этого періода, въ болыпинствѣ случаеві, нечего
   было заимствовать изъ воспитанія предшествующей эпохи, нечего было жалѣть
   крѣпостническихъ идеаловъ. Совсѣмъ въ другомъ положеніи очутились явив­
   шіеся имъ на смѣну воспитатели 70­хъ годовъ: они получили отъ предше­
   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22   23