Page 18 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 18
———— 2222 ————
60хъ годовъ заставили послѣдующее поколѣніе воспитателей еще болѣе
внимательно отнестись къ педагогическому дѣлу, то въ концѣ концовъ, вѣ
роятно, выяснилось бы, что не принципы и идеалы 60хъ годовъ, въ дѣйствн
тельности высоко гуманные и въ болыпинствѣ случаевъ совершенно здравые
и разумные, были этому причиною, а всѣ условія нашей исторической жизни.
Съ одной стороны промахи и ошибки воспитателей 60хъ годовъ происходили
отъ недостатка ихъ подготовки къ педагогическому дѣлу, съ другой—воспи
таніе этого времени, построенное на совершенно новыхъ началахъ, при своемъ
практическомъ примѣненіи, не имѣло рѣшительно никакихъ прецедентовъ и
традицій въ прошломъ: вновь созданныя или заимствованный съ запада тео
ріи воспитанія теперь приходилось въ первый разъ примѣнять на прак
тикѣ. Еще болыпимъ тормазомъ въ этомъ, совершенно новомъ, воспита
тельномъ дѣлѣ явились тяжкія историческія условія нашей прошлой жизни,
имѣвшія неотразимо вредное вліяніе на складъ характера русскаго чело
вѣка. Чтобы понять развращающее вліяніе многихъ историческихъ условій
русской жизни, возьмемъ для примѣра хотя одно изъ нихъ — крѣпостное
право: около двухъ съ половиною вѣковъ систематично развращало оно всѣ
стороны ума и сердца русскаго человѣка. Этотъ растлѣвающій ядъ проникъ
во всѣ поры нашего организма, пропиталъ нашу плоть и кровь и до сихъ
поръ отравляетъ наши нравы, понятія, стремленія, еще и теперь имѣетъ влія
ніе на нашу умственную дѣятельность.
Кромѣ въ высшей степени печальныхъ историческихъ условій для раз
витія русскаго характера, воспитаніе 60хъ годовъ и само по себѣ, какъ дѣло
совершенно новое, не избавлено было отъ многихъ серьезныхъ ошибокъ, и
при томъ періодъ оживленія въ педагогической области былъ весьма непродол
жителенъ, — естественно, что оно не могло пересоздать характеръ русскаго
человѣка, испоконъ вѣка развивавшагося въ самыхъ неблагопріятныхъ условіяхъ.
Воспитаніе въ Россіи измѣнялось вмѣстѣ съ историческими условіями
жизни; но такъ какъ оно идетъ рука объ руку и находится въ тѣсной связи
съ нравами и обычаями народа, во многихъ отношеніяхъ болѣе устойчивыми,
чѣмъ политически и государственный строй, то и періоды измѣненія и
обновленія системы нашего воспитанія были очень рѣдки, наступали съ боль
шими промежутками, и новая эпоха воспитанія отличалась отъ предъидущей
скорѣе по внѣшности, нежели по своему внутреннему характеру. Совсѣмъ
другое явленіе замѣчаемъ мы послѣ крестьянской реформы. Характеръ воспи
танія въ освободительный періодъ не имѣлъ ничего общаго съ воспитаніемъ
дореформенным'*. Чтоже касается современнаго воспитанія, начавшагося при
близительно съ половины 70хъ годовъ и удержавшаго лишь второстепенные
принципы предшествующаго десятилѣтія, . то оно имѣетъ собственно мало
общаго съ этой послѣдней эпохой. Оба эти періоды воспитанія (60хъ и
70хъ годовъ), такъ внезапно смѣнившіеся одинъ другимъ, сходятся между
собою въ одномъ: воспитатели какъ эпохи 60хъ годовъ, такъ и современ
ные, сразу выбросили за бортъ, какъ ненужную ветошь, педагогическіе
принципы и идеалы предшествующей эпохи, и, со свойственнымъ рус
скому обществу легкомысліемъ, тѣ и другіе, при новомъ вѣяніи, отъ всего
отреклись, отреклись безъ всякихъ колебаній, безъ борьбы, безъ критической
провѣрки. Что такая крупная перемѣна произошла въ эпоху 60хъ гг.,—еще
нѣсколько понятно: людямъ этого періода, въ болыпинствѣ случаеві, нечего
было заимствовать изъ воспитанія предшествующей эпохи, нечего было жалѣть
крѣпостническихъ идеаловъ. Совсѣмъ въ другомъ положеніи очутились явив
шіеся имъ на смѣну воспитатели 70хъ годовъ: они получили отъ предше