Page 13 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 13
XIIIXIIIXIIIXIII
нихъ чувствъ человѣкъ не только не будетъ способенъ къ выводамъ, обоб
щеніямъ и заключеніямъ, но не можетъ имѣть и надлежаща™ сужденія о
предметѣ, слѣдовательно для такого человѣка немыслима будетъ въ поолѣд
ствіи духовная жизнь. Бслѣдствіе этого воспитанію органовъ чувствъ мы
отводимъ значительное мѣсто и даемъ практическія указанія для ихъ упраж
ненія. Мы останавливаемся также на выяснены и другихъ умственныхъ и
нравственныхъ свойствъ дитяти, какъ напр. послушаніи, памяти и внима
ніи, имѣющихъ громадное значеніе какъ для его будущей дѣятельности,
такъ и для его нравственнаго и умственнаго развитія.
Воспитапіе, даже вполнѣ разумное, только тогда Ідостигаетъ желатель
ныхъ результатовъ, когда нервная система ребенка оказывается въ совершен
номъ порядкѣ, поэтому и мы удѣляемъ значительное мѣсто очерку, въ кото
ромъ указываемъ, какія условія развиваютъ нервность и производятъ раз
личныя нервныя растройства и заболѣванія, и какимъ образомъ слѣдуетъ
оберегать отъ нихъ ребенка. Имѣя въ виду, что душевныя потрясенія и
страхъ особенно гибельно вліяютъ на нервную систему, нравственность и
весь организмъ ребенка, мы особенно долго сосредоточиваемъ наше внима
ніе на этихъ явленіяхъ.
Въ очеркѣ сНравственное воспитаніе» мы указываемъ, какимъ обра
зомъ направить воспитаніе такъ, чтобы оно наименѣе уклонялось отъ же
лательнаго идеала. Для этого, прежде всего, необходимо съ нервыхъ лѣтъ
сознательной жизни ребенка воспитывать его волю и характеръ. Воля —
самый могущественный рычагъ нравственнаго и умственнаго самоусовер
шенствованія. Человѣкъ можетъ быть лишь настолько нравственнымъ, дѣя
тельнымъ, трудолюбивымъ, а слѣдовательно и умственноразвитымъ, на
сколько развита его воля. Чѣмъ менѣе человѣкъ подчиняется своимъ болѣз
неннымъ склонностямъ и страстямъ, тѣмъ сильнѣе его воля, а вмѣстѣ съ
этимъ тѣмъ опредѣленнѣе характеръ его дѣйствій. Если воля недоста
точно упражняется съ ранняго возраста, если ребенку даютъ возможность
руководствоваться лишь своими личными желаніями, если въ немъ не раз
вили ни трудолюбія, ни послушанія, — съ нимъ будетъ одно изъ двухъ:
или у него совсѣмъ не будетъ выработана воля, или изъ него выйдетъ
самодуръ, который будетъ обнаруживать смѣлость и рѣшимость лишь въ
поступкахъ, несообразныхъ ни съ честью, ни съ совѣстью. Въ означен
номъ очеркѣ мы указываемъ вліяніе воли не только на духъ, но и на
тѣло человѣка.
Въ очеркѣ «Воспитаніе ума» мы говоримъ объ умственномъ развитіи,
какое получаютъ наши дѣти до школы, объясняемъ, насколько оно не
соотвѣтствуетъ разумной подготовкѣ къ усвоенію школьныхъ знаній и рас
ширенію умственнаго кругозора. Здѣсь мы отмѣчаемъ также, какъ и что