Page 13 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 13

XIIIXIIIXIIIXIII

   нихъ чувствъ человѣкъ не только не будетъ способенъ къ выводамъ, обоб­
    щеніямъ и заключеніямъ, но не можетъ имѣть и надлежаща™ сужденія о
   предметѣ, слѣдовательно для такого человѣка немыслима будетъ въ поолѣд­
   ствіи духовная жизнь. Бслѣдствіе этого воспитанію органовъ чувствъ мы
   отводимъ значительное мѣсто и даемъ практическія указанія для ихъ упраж­
   ненія. Мы останавливаемся также на выяснены и другихъ умственныхъ и
   нравственныхъ свойствъ дитяти, какъ напр. послушаніи, памяти и внима­
   ніи, имѣющихъ громадное значеніе какъ для его будущей дѣятельности,
   такъ и для его нравственнаго и умственнаго развитія.
        Воспитапіе, даже вполнѣ разумное, только тогда Ідостигаетъ желатель­
   ныхъ результатовъ, когда нервная система ребенка оказывается въ совершен­
   номъ порядкѣ, поэтому и мы удѣляемъ значительное мѣсто очерку, въ кото­
   ромъ указываемъ, какія условія развиваютъ нервность и производятъ раз­
   личныя нервныя растройства и заболѣванія, и какимъ образомъ слѣдуетъ
   оберегать отъ нихъ ребенка. Имѣя въ виду, что душевныя потрясенія и
   страхъ особенно гибельно вліяютъ на нервную систему, нравственность и
   весь организмъ ребенка, мы особенно долго сосредоточиваемъ наше внима­
   ніе на этихъ явленіяхъ.
        Въ очеркѣ сНравственное воспитаніе» мы указываемъ, какимъ обра­
   зомъ направить воспитаніе такъ, чтобы оно наименѣе уклонялось отъ же­
   лательнаго идеала. Для этого, прежде всего, необходимо съ нервыхъ лѣтъ
   сознательной жизни ребенка воспитывать его волю и характеръ. Воля —
   самый могущественный рычагъ нравственнаго и умственнаго самоусовер­
   шенствованія. Человѣкъ можетъ быть лишь настолько нравственнымъ, дѣя­
   тельнымъ, трудолюбивымъ, а слѣдовательно и умственно­развитымъ, на­
   сколько развита его воля. Чѣмъ менѣе человѣкъ подчиняется своимъ болѣз­
   неннымъ склонностямъ и страстямъ, тѣмъ сильнѣе его воля, а вмѣстѣ съ
   этимъ тѣмъ опредѣленнѣе характеръ его дѣйствій.          Если воля недоста­
   точно упражняется съ ранняго возраста, если ребенку даютъ возможность
   руководствоваться лишь своими личными желаніями, если въ немъ не раз­
   вили ни трудолюбія, ни послушанія, — съ нимъ будетъ одно изъ двухъ:
   или у него совсѣмъ не будетъ выработана воля, или изъ него выйдетъ
   самодуръ, который будетъ обнаруживать смѣлость и рѣшимость лишь въ
   поступкахъ, несообразныхъ ни съ честью, ни съ совѣстью. Въ означен­
   номъ очеркѣ мы указываемъ вліяніе воли не только на духъ, но и на
   тѣло человѣка.
        Въ очеркѣ «Воспитаніе ума» мы говоримъ объ умственномъ развитіи,
   какое получаютъ наши дѣти до школы, объясняемъ, насколько оно не
   соотвѣтствуетъ разумной подготовкѣ къ усвоенію школьныхъ знаній и рас­
   ширенію умственнаго кругозора. Здѣсь мы отмѣчаемъ также, какъ и что
   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18