Page 9 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 9
ПРЕДИСІОВІЕ.ПРЕДИСІОВІЕ.ПРЕДИСІОВІЕ.ПРЕДИСІОВІЕ.
Задача предлагаема™ труда, какъ видно уже изъ заглавія,—нрав
ственное и умственное воспитаніе дѣтей.
Популярныхъ руководствъ по физическому уходу за дѣтьми суще
ствуетъ уже не мало, но вовсе нѣтъ трудовъ по умственному и нрав
ственному развитію дѣтей дошкольнаго возраста, въ которыхъ, вмѣстѣ съ
выясненіемъ теоріи воспитанія, указывалось бы и практическое ея при
мѣненіе. Настоящимъ изданіемъ нашей книги мы дѣлаемъ попытку хотя
нѣсколько пополнить означенный пробѣлъ.
Первое изданіе этого труда появилось въ 1871 г. Въ эти 20ть лѣтъ
намъ приходилось имѣть большую педагогическую практику и наблюдать
за воспитаніемъ, даваемымъ другими, видѣть примѣненіе тѣхъ или дру
гихъ педагогическихъ теорій, узнать по опыту степень ихъ пригодности.
Въ тоже время въ педагогикѣ иностранной и русской шла теоретическая
разработка многихъ вопросовъ воспитанія, на основѣ новой научной психо
логіи, что и дало намъ возможность совершенно заново переработать чет
вертое изданіе настоящаго труда.
Какъ двадцать лѣтъ тому назадъ, такъ еще и теперь, существуетъ
не мало родителей, признающихъ необходимость лишь тщательнаго фи
зическаго воспитанія дѣтей дошкольнаго возраста и совершенно отрицаю
щихъ всю важность, все великое значеніе умственнаго и нравственнаго
развитія ихъ за этотъ періодъ жизни, между тѣмъ съ научной точки зрѣ
нія это совершенный абсурдъ. За послѣднее 20ти лѣтіе психологія мас
сою неопровержимыхъ фактовъ выяснила, какое важное значеніе въ вос
питаніи имѣютъ упражненія разнаго рода. Какъ органы внѣшнихъ чувствъ,
эти могущественнѣйшія орудія умственнаго и нравственнаго развитія че
ловѣка, такъ и всѣ физическія силы и способности ребенка совершен
ствуются только упражненіемъ. Организація человѣка, какъ духовная,
такъ и физическая, его органы и способности слабѣютъ, атрофируются,