Page 12 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 12
хп
Давая очеркъ развитія педагогическихъ идей какъ у насъ, такъ и на
западѣ, мы отмѣчаемъ также, какія изъ нихъ были у насъ усвоены или
забыты и какія могли бы имѣть значеніе еще и теперь.
Само собою разумѣется, что уже одна эта задача могла бы служить
предметомъ обширнаго научнаго трактата. Но наша цѣль болѣе скромная,
и мы имѣемъ въ виду практическое значеніе излагаемыхъ историческихъ
фактовъ. Давая въ сжатыхъ очеркахъ тѣ результаты, къ которымъ при
водятъ научные труды нашихъ историковъ, мы связываемъ это истори
ческое изложеніе съ нашею практическою задачею и, соображаясь съ раз
мѣрами нашего труда, указываемъ, какіе уроки наше прошлое завѣщало
современнымъ воспитателямъ. Такимъ образомъ, представляя картину прош
лаго быта, въ связи съ воспитаніемъ молодаго поколѣнія, мы имѣемъ въ
виду тѣ практическіе выводы, какіе логически изъ нея вытекаютъ: они
могутъ предохранить насъ отъ множества огаибокъ, въ которыя впадали
еще и наши современники—люди 60хъ гг., проникнутые наилучшими
намѣреніями.
На человѣка оказываютъ вліяніе не только историческія условія, но и
наслѣдственность,—вотъ потомуто мы и знакомимъ нашихъ читателей съ
ея законами и стараемся показать, какое значеніе имѣетъ воспитаніе при
данныхъ историческихъ условіяхъ и при могущественномъ вліяніи наслѣд
ственности.
Цѣль воспитанія — создать здороваго человѣка съ твердою волею, съ
сильнымъ и великодупшымъ характеромъ, умственно и нравственноразви
таго; ея задача—развить здоровыя способности, задерживать болѣзненныя
и вредныя наслѣдственныя склонности, развить въ человѣкѣ живой инте
ресъ къ окружающему, стремленіс къ личному самоусовершенствованію, къ
постоянному расширенно своего умственнаго кругозора и возбудить неуто
мимую жажду деятельности на пользу ближняго. Самое неотразимое влія
ніе воспитаніе оказываетъ на развитіе и направленіе привычекъ, обусло •
вливающихъ весь складъ характера человѣка, его дѣятельность, здоровье,
нравственность, состояніе его умственныхъ способностей, наконецъ даже
душевное настроеніе. Обширный очеркъ посвященъ въ нашемъ трудѣ зна
чеиію привычекъ въ области физической и моральной; мы иллюстрируемъ
его примѣрами изъ обыденной жизни и указываемъ, какими средствами
воспитатель можетъ развивать и укрѣплять склонности къ честнымъ и
полезнымъ навыкамъ, обязательнымъ для каждаго порядочнаго человѣка.
Все знакомство наше съ внѣшнимъ міромъ происходить путемъ чув
ственныхъ воспріятій, т. е. посредствомъ органовъ внѣшнихъ чувствъ, слу
жащихъ могущественнѣйшими рычагами физическаго, умственнаго и нрав
ствепнаго развитія. Безъ правильнаго и разумнаго воспитанія органовъ внѣш