Page 12 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 12

хп

   Давая очеркъ развитія педагогическихъ идей какъ у насъ, такъ и на
   западѣ, мы отмѣчаемъ также, какія изъ нихъ были у насъ усвоены или
   забыты и какія могли бы имѣть значеніе еще и теперь.
        Само собою разумѣется, что уже одна эта задача могла бы служить
   предметомъ обширнаго научнаго трактата. Но наша цѣль болѣе скромная,
   и мы имѣемъ въ виду практическое значеніе излагаемыхъ историческихъ
   фактовъ. Давая въ сжатыхъ очеркахъ тѣ результаты, къ которымъ при­
   водятъ научные труды нашихъ историковъ, мы связываемъ это истори­
   ческое изложеніе съ нашею практическою задачею и, соображаясь съ раз­
   мѣрами нашего труда, указываемъ, какіе уроки наше прошлое завѣщало
   современнымъ воспитателямъ. Такимъ образомъ, представляя картину прош­
   лаго быта, въ связи съ воспитаніемъ молодаго поколѣнія, мы имѣемъ въ
   виду тѣ практическіе выводы, какіе логически изъ нея вытекаютъ:            они
   могутъ предохранить насъ отъ множества огаибокъ, въ которыя впадали
   еще и наши современники—люди 60­хъ гг., проникнутые наилучшими
   намѣреніями.
        На человѣка оказываютъ вліяніе не только историческія условія, но и
   наслѣдственность,—вотъ потому­то мы и знакомимъ нашихъ читателей съ
   ея законами и стараемся показать, какое значеніе имѣетъ воспитаніе при
   данныхъ историческихъ условіяхъ и при могущественномъ вліяніи наслѣд­
   ственности.
        Цѣль воспитанія — создать здороваго человѣка съ твердою волею, съ
   сильнымъ и великодупшымъ характеромъ, умственно и нравственно­разви­
   таго; ея задача—развить здоровыя способности, задерживать болѣзненныя
   и вредныя наслѣдственныя склонности, развить въ человѣкѣ живой инте­
   ресъ къ окружающему, стремленіс къ личному самоусовершенствованію, къ
   постоянному расширенно своего умственнаго кругозора и возбудить неуто­
   мимую жажду деятельности на пользу ближняго. Самое неотразимое влія­
   ніе воспитаніе оказываетъ на развитіе и направленіе привычекъ, обусло •
   вливающихъ весь складъ характера человѣка, его дѣятельность, здоровье,
   нравственность, состояніе его умственныхъ способностей, наконецъ даже
   душевное настроеніе. Обширный очеркъ посвященъ въ нашемъ трудѣ зна­
   чеиію привычекъ въ области физической и моральной; мы иллюстрируемъ
   его примѣрами изъ обыденной жизни и указываемъ, какими средствами
   воспитатель можетъ развивать и укрѣплять склонности къ честнымъ и
   полезнымъ навыкамъ, обязательнымъ для каждаго порядочнаго человѣка.
        Все знакомство наше съ внѣшнимъ міромъ происходить путемъ чув­
   ственныхъ воспріятій, т. е. посредствомъ органовъ внѣшнихъ чувствъ, слу­
   жащихъ могущественнѣйшими рычагами физическаго, умственнаго и нрав­
   ствепнаго развитія. Безъ правильнаго и разумнаго воспитанія органовъ внѣш­
   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17