Page 11 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 11
XIXIXIXI
нецъ, почему же развитіе психическихъ силъ дѣтей заслуживаешь со сто
роны воспитателей менынаго вниманія и заботы, чѣмъ физическій уходъ?
Неужели духовная жизнь дитяти менѣе важна, чѣмъ его физическое благо
состояніе?
На складъ характера человѣка наиболѣе могущественное вліяніе ока
зываютъ: соціальныя условія нашей прошлой и настоящей жизни, наслѣд
ственность и воспитаніе,—на всѣхъ этихъ вліяніяхъ мы и останавли
ваемся въ нашемъ трудѣ.
Нравы, обычаи, понятія, стремленія и идеалы общества того или
другаго періода нашей жизни всегда оказывали громадное вліяніе на во
спитаніе, были въ тѣсной зависимости другъ отъ друга и потому то
оставляли глубокій слѣдъ въ характерѣ русскаго человѣка. Вслѣдствіе
этого мы и даемъ рядъ историческихъ очерковъ, но останавливаемся лишь
на самыхъ выдающихся фактахъ нашей прошлой жизни^ оказавшихъ наи
болѣе рѣшительное вліяніе на воспитаніе и на развитіе характера. Наи
болѣе развращающее вліяніе имѣли крѣпостное право, суевѣрія, презрѣ
ніе къ труду, лѣнь мысли, отсутствіе иниціативы и самодѣятельности, со
всею силою господствовавшія не только въ допетровскій періѳдъ нашей
прошлой жизни, но и во всю первую половину XIX столѣтія. Условія на
шего прошлаго, и въ особенности система нашего воспитанія и образова
нія, создали вѣчные раздоры и разногласія между отцами и дѣтьми,—эту
тяжелую, никогда непрекращающуюся семейную драму, подтачивающую
силы того и другаго поколѣнія, тормозящую наше умственное и нрав
ственное преуспѣяніе и оставившую замѣтные слѣды на складѣ нашего
характера и на всѣхъ отношеніяхъ одного поколѣнія къ другому. Мы также
нашли нужнымъ остановиться на двухъ теченіяхъ нашего воспитанія, изъ
которыхъ одно—дореформенное, когда требовалось все отъ дѣтей и ни
чего отъ родителей, и совершенно противуположное ему, начавшееся съ осво
бодительнаго періода, когда дѣти получаютъ первенствующую роль въ семьѣ;
въ двухъ очеркахъ «Первая половина ХІХго вѣка» и «Шестидесятые
годы» мы выясняемъ причины того и другаго явленія и указываемъ ихъ
послѣдствія. Во всѣхъ этихъ историческихъ очеркахъ мы стараемся дать
понятіе о томъ, какъ слѣдуетъ поставить воспитаніе, принимая въ раз
счетъ неблагопріятныя условія нашей прошлой жизни и имѣя въ виду
необходимость постепенно сглаживать и ослаблять ихъ вліяніе.
Воспитаніе тѣсно связано и идетъ рука объ руку съ развитіемъ идей
и идеаловъ, —вотъ потому то мы и обратили вниманіе на распространеніе
философскихъ идей XVIII в. и педагогическихъ воззрѣній въ освободи
тельный періодъ 60хъ гг., постоянно указывая при этомъ на достоинства
и недостатки обновленнаго и реформированнаго этими идеями воспитанія.