Page 11 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 11

XIXIXIXI

   нецъ, почему же развитіе психическихъ силъ дѣтей заслуживаешь со сто­
   роны воспитателей менынаго вниманія и заботы, чѣмъ физическій уходъ?
   Неужели духовная жизнь дитяти менѣе важна, чѣмъ его физическое благо­
   состояніе?
        На складъ характера человѣка наиболѣе могущественное вліяніе ока­
   зываютъ: соціальныя условія нашей прошлой и настоящей жизни, наслѣд­
   ственность и воспитаніе,—на всѣхъ этихъ вліяніяхъ мы и останавли­
   ваемся въ нашемъ трудѣ.
        Нравы, обычаи, понятія, стремленія и идеалы общества того или
   другаго періода нашей жизни всегда оказывали громадное вліяніе на во­
   спитаніе, были въ тѣсной зависимости другъ отъ друга и потому то
   оставляли глубокій слѣдъ въ характерѣ русскаго человѣка. Вслѣдствіе
   этого мы и даемъ рядъ историческихъ очерковъ, но останавливаемся лишь
   на самыхъ выдающихся фактахъ нашей прошлой жизни^ оказавшихъ наи­
   болѣе рѣшительное вліяніе на воспитаніе и на развитіе характера. Наи­
   болѣе развращающее вліяніе имѣли крѣпостное право, суевѣрія, презрѣ­
   ніе къ труду, лѣнь мысли, отсутствіе иниціативы и самодѣятельности, со
   всею силою господствовавшія не только въ допетровскій періѳдъ нашей
   прошлой жизни, но и во всю первую половину XIX столѣтія. Условія на­
   шего прошлаго, и въ особенности система нашего воспитанія и образова­
   нія, создали вѣчные раздоры и разногласія между отцами и дѣтьми,—эту
   тяжелую, никогда непрекращающуюся семейную драму, подтачивающую
   силы того и другаго поколѣнія, тормозящую наше умственное и нрав­
   ственное преуспѣяніе и оставившую замѣтные слѣды на складѣ нашего
   характера и на всѣхъ отношеніяхъ одного поколѣнія къ другому. Мы также
   нашли нужнымъ остановиться на двухъ теченіяхъ нашего воспитанія, изъ
   которыхъ одно—дореформенное, когда требовалось все отъ дѣтей и ни­
   чего отъ родителей, и совершенно противуположное ему, начавшееся съ осво­
   бодительнаго періода, когда дѣти получаютъ первенствующую роль въ семьѣ;
   въ двухъ очеркахъ «Первая половина ХІХ­го вѣка» и «Шестидесятые
   годы» мы выясняемъ причины того и другаго явленія и указываемъ ихъ
   послѣдствія. Во всѣхъ этихъ историческихъ очеркахъ мы стараемся дать
   понятіе о томъ, какъ слѣдуетъ поставить воспитаніе, принимая въ раз­
   счетъ неблагопріятныя условія нашей прошлой жизни и имѣя въ виду
   необходимость постепенно сглаживать и ослаблять ихъ вліяніе.
         Воспитаніе тѣсно связано и идетъ рука объ руку съ развитіемъ идей
   и идеаловъ, —вотъ потому то мы и обратили вниманіе на распространеніе
   философскихъ идей XVIII в. и педагогическихъ воззрѣній въ освободи­
   тельный періодъ 60­хъ гг., постоянно указывая при этомъ на достоинства
   и недостатки обновленнаго и реформированнаго этими идеями воспитанія.
   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16