Page 14 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 14
XIV
долженъ наблюдать ребенокъ въ природѣ и жизни, и останавливаемся на
важнѣйшихъ педагогическихъ правилахъ, соблюденіе которыхъ обязательно
при развитіи дѣтскаго ума.
Первое условіе воспитанія для умственнаго и нравственнаго развитія
дѣтей до школы —соотвѣтственныя возрасту занятія, естественно вытекаю
щія изъ потребностей дѣтской природы и въ то яге время развивающія
, его умъ и сердце. Великій знатокъ дѣтской природы—Фребель много пора
боталъ надъ системою воспитанія дитяти дошкольнаго возраста. Несмотря
на то, что его идеи не новы, занятія и игры, предложенныя имъ, не пред
ставляютъ ни его изобрѣтенія, ни открытія, тѣмъ не менѣе его можно
смѣло считать творцомъ новой системы «дѣтскихъ садовъ», которая внесла
въ высшей степени ваяшую реформу въ педагогику и въ педагогическія
воззрѣнія общества, системы, имѣющей, несмотря на свои крупные про
махи и слабыя CTopoHHj серьезное значеніе для дѣтскаго развитія. Хотя и
до Фребеля уже сознавали значеніе воспитанія въ первые годы жизни ре
бенка и указывали, что оно имѣетъ неотразимое вліяніе на складъ харак
тера человѣка и на всю его послѣдующую дѣятельность, но такое сознаніе
было достояніемъ очень немногихъ, и первоначальное воспитаніе, до второй
половины нашего столѣтія, вполнѣ предоставлено было произволу. Ребенокъ
съ ранняго дѣтства обнаруяшваетъ стремленіе къ дѣятельности, — вотъ
этото свойство дѣтской природы Фребель и считаетъ необходимымъ под
деряшвать и развивать прежде всего.
Имѣя въ виду эту выдающуюся черту характера ребенка, Фребель
находитъ необходимымъ подобрать матеріалъ для его дѣятельности, соот
вѣтственный его силамъ физическимъ и психическимъ. Такъ какъ дѣятель
ность ребенка въ раннемъ возрастѣ выражается въ игрѣ, то игра, по
мнѣнію Фребеля, должна быть главнымъ воспитатедьнымъ средствомъ. Та
кимъ образомъ всѣ занятія, во весь періодъ его жизни до школы, должны
имѣть характеръ игры й быть направлены такъ, чтобы вносить въ дѣт
скую яшзнь радость, счастіс и свѣтъ. Эти занятія воспитатель долженъ
вести среди природы, что даетъ возмояшость дѣтямъ наблюдать окружаю
щій міръ и укрѣплять физическія силы. Предлагаемыя воспитателями игры
и занятія должны развивать органы внѣшнихъ чувствъ дитяти, его стрем
леніе къ движенію, наблюдательность, творчество и трудолюбіе.
Система Фребеля страдаетъ большими погрѣшностями: не имѣя воз
можности построить ее на законахъ научной психологіи и увлекаясь фило
софіею, которая носила въ то время въ Германіи характеръ туманный
и метафизическій, Фребель даетъ своей воспитательной системѣ метафизи
ческую основу и накидываетъ отъ времени до времени на самыя свѣтлыя
свои мысли, на самыя глубокія педагогическія истины покровъ слащаваго