Page 14 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 14

XIV

   долженъ наблюдать ребенокъ въ природѣ и жизни, и останавливаемся на
   важнѣйшихъ педагогическихъ правилахъ, соблюденіе которыхъ обязательно
   при развитіи дѣтскаго ума.
        Первое условіе воспитанія для умственнаго и нравственнаго развитія
   дѣтей до школы —соотвѣтственныя возрасту занятія, естественно вытекаю­
   щія изъ потребностей дѣтской природы и въ то яге время развивающія
  , его умъ и сердце. Великій знатокъ дѣтской природы—Фребель много пора­
   боталъ надъ системою воспитанія дитяти дошкольнаго возраста. Несмотря
   на то, что его идеи не новы, занятія и игры, предложенныя имъ, не пред­
   ставляютъ ни его изобрѣтенія, ни открытія, тѣмъ не менѣе его можно
   смѣло считать творцомъ новой системы «дѣтскихъ садовъ», которая внесла
   въ высшей степени ваяшую реформу въ педагогику и въ педагогическія
  воззрѣнія общества, системы, имѣющей, несмотря на свои крупные про­
  махи и слабыя CTopoHHj серьезное значеніе для дѣтскаго развитія. Хотя и
  до Фребеля уже сознавали значеніе воспитанія въ первые годы жизни ре­
   бенка и указывали, что оно имѣетъ неотразимое вліяніе на складъ харак­
   тера человѣка и на всю его послѣдующую дѣятельность, но такое сознаніе
   было достояніемъ очень немногихъ, и первоначальное воспитаніе, до второй
  половины нашего столѣтія, вполнѣ предоставлено было произволу. Ребенокъ
  съ ранняго дѣтства обнаруяшваетъ стремленіе къ дѣятельности, — вотъ
  это­то свойство дѣтской природы Фребель и считаетъ необходимымъ под­
  деряшвать и развивать прежде всего.
        Имѣя въ виду эту выдающуюся черту характера ребенка, Фребель
  находитъ необходимымъ подобрать матеріалъ для его дѣятельности, соот­
  вѣтственный его силамъ физическимъ и психическимъ. Такъ какъ дѣятель­
  ность ребенка въ раннемъ возрастѣ выражается въ игрѣ, то игра, по
  мнѣнію Фребеля, должна быть главнымъ воспитатедьнымъ средствомъ. Та­
  кимъ образомъ всѣ занятія, во весь періодъ его жизни до школы, должны
  имѣть характеръ игры й быть направлены такъ, чтобы вносить въ дѣт­
  скую яшзнь радость, счастіс и свѣтъ. Эти занятія воспитатель долженъ
  вести среди природы, что даетъ возмояшость дѣтямъ наблюдать окружаю­
  щій міръ и укрѣплять физическія силы. Предлагаемыя воспитателями игры
  и занятія должны развивать органы внѣшнихъ чувствъ дитяти, его стрем­
  леніе къ движенію, наблюдательность, творчество и трудолюбіе.
       Система Фребеля страдаетъ большими погрѣшностями: не имѣя воз­
  можности построить ее на законахъ научной психологіи и увлекаясь фило­
  софіею, которая носила въ то время въ Германіи характеръ туманный
  и метафизическій, Фребель даетъ своей воспитательной системѣ метафизи­
  ческую основу и накидываетъ отъ времени до времени на самыя свѣтлыя
  свои мысли, на самыя глубокія педагогическія истины покровъ слащаваго
   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19